АДАМ И ЕВА

 

Первого человека Господь, якобы, создал из земли и поэтому он стал называться Адамом, поскольку в иврите «адама» означает «земля» («глина»), а «адэм» - быть красным.

Но откуда такая связь: АДАМ=КРАСНАЯ ГЛИНА? Согласно Библии Господь создал Адама не из красной глины, а из праха земного. Причём не только Адама – из земли Господь сотворил весь живой мир: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных».

Тогда, по идее, вся фауна должна называться Адамом, а не только первый человек. Однако в иврите имеется жесткая связь Адам-земля-быть красным-человек.

В Библии, как известно, никакой глины нет! Глину из Корана принимать во внимание не следует, поскольку его текст несёт на себе следы довольно позднего авторства.

Следует также обратить внимание на то, что Адам, фактически, стал творцом всего человечества, и от него ведут свои родословные все библейские патриархи. Т.е. Адам в какой-то степени обладает качествами демиурга.

Если проводить аналогию, то мы знаем, что в элефантийской космогонии Древнего Египта людей создаёт бог Хнум, лепя их на гончарном круге из глины:



Созданные им люди более никак «не отметились», поэтому на Адама с Евой они не тянут.

Попробуем найти других кандидатов.

В гелиопольской космогонии есть такой замечательный демиург – Атум, сотворивший всех богов:

Атум, или Атом (др.-егип. Атама, сред.-егип. Атом, позд.-егип. Атум, демот. Атем, копт. «Совершенный»), - первородный творец вселенной, воссуществовавший из Науна. Олицетворял, с одной стороны, солнце на закате вечером, а с другой - полную луну ночью. Считался родителем-творцом утреннего солнца Хапри и дневного солнца Ра, а через них - бога воздуха Шу (Шау) и богини Тефнут (Тфэнэ). Возглавлял Великую Гелиопольскую Эннеаду (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида).

Бог Атум также интерпретируется как «всё и ничего», что означает начало всего сущего и его же конец. Сразу в голову приходит одна из теорий возникновения и эволюции Вселенной, по которой Вселенная появилась из точки сингулярности и в неё же впоследствии схлопнется.

Как раз об этом же сказано в 175 главе «Книги мёртвых» - Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Попутно заметим, что идея «конца света» имеет древнейшие корни.

Наверное, многие уже заметили, что одно из диалектных имён Атума - Атом(!). Этим словом сегодня именуется мельчайшая частичка вещества, т.е. атом – это всё и ничего, как и в случае с демиургом Атумом. И думается, что отнюдь не Демокрит стал основоположником атомизма – он всего лишь придал наукообразный вид древнему мифу.

А что же Адам?

Имя «Адам», очевидно, восходит древнеегипетскому имени «Атама», также являющимся одним из вариантов имени бога Атума.
Теперь представим себя на месте библеиста, живущего тем, что сочиняет варварам красивые сказки по мотивам древних мифов: он ведь должен в доступной форме показать акт творения всего человечества от одного единственного человека Адама, в качестве прототипа которого был взят Атама (Атум).

Но Атум зачал первую супружескую пару богов посредством мастурбации. Он, согласно мифу, изрыгнул Шу (дуновение ветра) и Тефнут (сырость). Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский атрибут Атума; "Атум и его рука" появляются на гробах периода Гераклеополя как супружеская пара богов.

Сюжет о мастурбации и глотании спермы выглядит не очень убедительно, особенно в контексте поразившей многие страны гибельной болезни, ставшей результатом беспорядочных половых связей, и воспринимавшейся как кара божья за грехи.

Правила целомудрия диктуют сюжет с супружеской парой. Но кого «дать» в жены Адаму? Где та великая женская сущность, дающая жизнь всему живому?

Если обратиться к мифологии земледельческих народов, то долго искать не придётся – это «Мать – сыра земля», дающая жизнь животным, людям и растениям. В древнеегипетской мифологии ей соответствует бог Геб, олицетворявший землю. Вместе с богиней неба – Нут - они родили пятерых богов (Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду и Гора), трое из которых стали величайшими и самыми почитаемыми: Осирис, Исида и их сын – Гор.

Изложенные соображения заставляют сделать одно важное замечание: Библия писалась в условиях уже сложившейся земледельческой государственности, т.е. государственности осирического типа, в которой исповедовались культы Осириса, Исиды и Гора.

Таким образом, Геб превратился в Гебу (Гебею), ставшую богиней юности в греческой мифологии. Как видим, смена пола и андрогинность не вызывала в древности особых вопросов, причём автор библейского сюжета сохранил намёк на андрогинность Адама, создав из него (из ребра) Еву. Всё это следствие дуализма, бывшего характерной особенностью мышления древних египтян – производить потомство могли как женщины, так и мужчины.

В русском языке от Геба (Гебы) остался медицинский термин, не считая библейскую Еву и известное нецензурное слово:

геб- [ ебе-, гебо-; греч. hebe — 1) зрелость, возмужание; телесные признаки половой зрелости — волосы на лобке; лобок; 2) юношеский возраст, юност ] — составная часть сложных слов, означающая: 1) "относящийся к лобку, лобковой кости"; 2) "юность", "юношеский".

Бог земли Геб чаще всего изображался в паре с богиней неба Нут – это была одна из самых популярных тем в древнеегипетской иконографии:



Согласно мифу, Бог Солнца был очень ревнив. Узнав, что хотя Шу по его приказу отделил небо от земли, Нут по ночам всё равно сожительствует с Гебом, Ра пришел в неистовство и наложил проклятие на все 360 дней солнечного года: отныне Нут ни в один из дней не могла родить детей.


В этом сюжете вполне узнаваема сцена божьего гнева на Адама и Еву, познавших плод древа познаний. Тут интересен момент, связанный с разными онтологическими аспектами.

В мифологии египтян доминирующей была астрономическая тема, поэтому женской сущностью обладает богиня Нут, которая производит на свет богов, ассоциировавшихся с небесными телами. Солнце и Луна являлись глазами бога Гора, звезда Сириус олицетворяла Исиду (Сотис), а созвездие Ориона – Осириса. Одной лишь божественной дочке Нефтиде не найдено пока соответствующего астрономического объекта, хотя впоследствии Нефтида появилась в греческой мифологии под видом Нептуна, поменяв при этом свой пол.

Мужская сущность Геба обусловлена, очевидно, аллюзиями на вулканическую деятельность, и, видимо, Геб стал прообразом греческого бога огня и вулканов – Гефеста. Версия о Птахе, отождествляемом с Гефестом, является, скорей всего, ошибочной.

Эпос других народов, на которые распространились древнеегипетские мифы, в этом смысле более прагматичен. Так славянский Перун (от егип. «фараон») – творец и производитель, а земля выступала в роли богини плодородия («Мать – сыра земля»).

Астрономическая основа египетской мифологии проявляется и в разрешении неприятной ситуации, в которую попали Геб и Нут. Мудрый бог Тот, вызвавшись помочь несчастной паре, полетел к Луне и сыграл с ней партию в сенет. Луна, проиграв партию, отдала Тоту 5 суток своего года, которые Тот добавил к солнечному году и посвятил их богу Ра. Последнему ничего не оставалось делать, как дать возможность Нут произвести потомство в эти эпагоменальные дни.

Сюжет с Адамом и Евой интересен ещё и тем, что аллегория в виде «дерева познаний» так и осталась до сих пор не раскрытой. Почему вдруг дерево является источником знаний?!

Обратившись к египетской мифологии, мы там находим любопытное дерево Шед (Ишед), на котором боги излагали свою мудрость и отсчитывали срок правления фараона.
На следующем рисунке видно, как Атум (слева), Тот (справа) и Сешат (в центре) что-то пишут на листьях дерева Ишед:


Рамзес II сидит под деревом Шед, а боги Атум, Сешат и Тот записывают на листьях его имя и года царствования (Рамссеум).

Очевидно, информация имеет отношение к сидящему фараону. Таким образом, надписи на дереве Шед и представляли собой источник знаний, которые следовало читать! Но не всем, поскольку это были священные тексты, предназначенные для избранных, к каковым относилась каста жрецов.

Название дерева Шед послужило этимоном к группе слов, образованных корнем «цит» («цитата») или «чит» («читать»), а от имени богини письма и счёта Сешат, соответственно, произошло слово «счет» («считать»).


Богиня письма и счета Сешат. Рельеф с трона колосса Рамсеса II в Лукоре.Гранит. 13 в. До н.э.

Остался ещё один невыясненный персонаж райской сцены с участием Адама и Евы – это змей-искуситель: «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь» (Быт. 3:1).

Как и следовало ожидать, прообразом библейского змея-искусителя послужил древнеегипетский мифологический Апоп, символизирующий тифонические силы, которые постоянно угрожали богу Ра. Апоп часто отождествлялся с Сетом, поэтому с ним сражался его извечный соперник – Гор. Гор находился в лодке Ра и, стоя на её носу, поражал Апопа своим копьём. Эта сцена перекочевала в эпоху христианства - в образ Георгия Победоносца, ставшего легендарным змееборцем.

Источник знаний – дерево Шед – также был объектом нападок со стороны злонравного Апопа. Этот довольно любопытный факт говорит, очевидно, о постоянной угрозе иероглифическим надписям, исходившей от тифонических сил. Речь, видимо, идёт о том, что иероглифические тексты зачастую намеренно уничтожались или в них производилась коррекция. По крайней мере, многие сохранившиеся тексты несут на себе следы подобных действий. Чаще всего уничтожались имена фараонов, поскольку уничтожение Ren (имени) влекло за собой неизбежную гибель Ка фараона, и он уже не мог возродиться ни в каком виде.

На следующем рисунке Большой кот Гелиополя защищает дерево Шед от Апопа:

Данная статья представлена как пример (а их существенно больше!) неоспоримого факта того, что библейские легенды основаны на мифах Древнего Египта. Из этого также следует, что не только христианство, но и все авраамические религии (также индуизм) имеют древнеегипетские корни.



Андрей Кудрявец
9 февраля 2008г



════════════════════════





Хостинг от uCoz