Александр Македонский = Рамзес II


Ранее я вообще был убеждён, что Александр Македонский – это один из «протоиисусов» (прототипы, легшие в основу образа Христа), уделять которому особое внимание и тем более причислять к историческим деятелям не имеет смысла. Но обнаруженные мною некоторые сведения позволяют выстраивать иную логическую цепь, дающую возможность утверждать, что данная мумия (Рамзеса II) принадлежит Александру Македонскому (АМ):

и ему же принадлежат следующие изображения:

Мне сразу же, очевидно, возразят, что этого не может быть из-за явного анахронизма! Контраргументом служит то, что анахронизм – не такое уж редкое явление в историографии, которое принято маскировать рассуждениями отвлечённого характера. В качестве примера я могу привести фараона Эхнатона, эпоха и культура которого резко отличаются от его предшественников и последователей, т.е. он попросту выпадает из хронологического пространства Древнего Египта, что египтологами объясняется странностями поведения указанного фараона. «Чудаковатый фараон», оказывается, произвёл целую революцию в изобразительном искусстве: внедрил реализм, в изображениях стала появляться перспектива, впервые начали различаться правые и левые руки, на изображениях возникло ощущение движения. Вдобавок ввёл неведомую доселе моду на одежду и манеру одеваться, ну а про радикальную религиозную реформу написано во всех учебниках. Причём реформа демонстрирует первые сдвиги в направлении монотеизма и солнцепоклонничества (поклонение Зевсу, Юпитеру, Митре, …).

Совершенно очевидно, что Эхнатон – это анахронизм и ему не место в 18-й династии. Он должен «переехать» в более поздний период (ориентировочно в античность) и «потащить» за собой всех азиатских монархов, имевших с ним переписку (Амарнский архив). В античности ему вполне подходит имя Эхнатон, которое было использовано не вместо, а в дополнение к другим личным именам (тема имени будет рассмотрена далее отдельно).

Также, быть может, и античность следует искать в более глубоких временных интервалах…
 

Характерные признаки, сближающие Александра Македонского и Рамзеса Великого.


1. Начну с самого простого и очевидного – оба были великими. АМ считался Великим во всей Ойкумене, а Рамзес II – в Древнем Египте.

Но в чём это выражалось, если не учитывать литературу, в которой АМ приобрёл гипертрофированные и божественные черты (Псевдо-Каллисфен, Плутарх)? Популярность АМ связывается со множеством его изображений, впрочем на большинстве которых он узнаваем чисто визуально, что историками успешно и делается. В Египте напротив, все многочисленные изваяния, среди которых встречаются статуи гигантских и не имевших себе равных размеров, имеют картуши с именами Рамзеса II. Окажись мы в Древнем Египте эпохи Рамзеса II, нам не пришлось бы гадать о том, кому посвящён тот или иной монумент, но, выйдя за его пределы и встретив подобный безымянный горельеф (Саркофаг Александра Македонского, Сидон), мы бы серьёзно задумались об имени его главного героя:

Бесстрашным воином, сражающимся в одиночку с полчищами азиатов, волне мог быть как АМ, так и Рамзес Великий (будет далее показано). Но если верна предложенная гипотеза, то получается, что никто в древности не терзался в сомнениях, поскольку это было одно лицо, но имевшее несколько имён – для «внутреннего пользования» и для всех остальных.

2. АМ и Рамзес II были фараонами Египта. Историки говорят, что АМ был царём Македонии. Но каким образом этот факт отражен непосредственно в самой исторической области Греции, называемой Македонией? Здесь у исследователей возникают сложности, поскольку «на родине» АМ мало что говорит о наличии царя с таким именем. Поэтому историкам и археологам ничего не остаётся делать как любой подходящий по их мнению склеп и безымянные развалины связывать с именем АМ или его родителей.

Единственное место, где АМ многократно и недвусмысленно показан царём – это Египет. Неужели египтяне были так глупы и покорны, что поклонялись завоевателю, сохранив при этом нетронутыми изображения и картуши с именем Александра?..

Иконография АМ в точности соответствует иконографии фараонов – он изображался богоподобным (одного роста с богами), что позволялось только в отношении фараонов. Наличие картушей с именем Александрос также подтверждает его статус фараона:

Откуда вообще следует, что Александр завоевал Египет? Ведь никаких сражений между войсками македонцев и египтян не было! Обратим внимание на схему центрального сражения в жизни АМ – битву при Иссе:

Считается, что войска АМ продвигались из Киликии в сторону Сирии, а их в засаде поджидал Дарий III. Но на схеме войска АМ двигаются в обратном направлении с юга на север. Чтобы объяснить эту несуразицу древние авторы придумали историю, согласно которой Дарий III выдвинулся навстречу АМ, но ночью войска прошли мимо друг друга незамеченными, а потом пришлось разворачиваться в обратную сторону.

Нелепость этой легенды заключается в том, что войска не двигаются ночью - только в случае крайней необходимости. Да и как можно не заметить передвижения десятков и сотен тысяч воинов (у Дария III), растянувшихся на многие километры?!

Если предположить, что войска АМ с самого начала двигались на север, тогда не придётся выдумывать причудливые рассказы, объясняющие неестественное расположение войск, а затем представлять египтян в образе гостеприимных чудаков, которые, увидев юного дикаря, сошедшего с балканских гор, сразу же признали в нём своего фараона...

3. Рамзес II и АМ обладали похожими именами. На первый взгляд кажется, что – чушь полная, ничуть не похожи! Давайте разбираться. Начнём с Рамзеса II, его личное имя записывалось следующим образом:

Nomen RII.gif

Оно читается как mrj-imn ra-ms-sw («Мери-Амон Рамсесу»), что означает «Рамсес, возлюбленный Амоном». Для сравнения я взял личное имя потому, что мне до сих пор не попадалось тронное имя АМ – преномен с титулатурой «Царь Верхнего и Нижнего Египта». Полное имя Рамзеса II (преномен + номен) записывается последовательностью картушей:

Читается (официально) как nsw-bi.tj (wsr-mAa.t-ra stp-n-ra) sA ra (mrj-imn ra-ms-sw). Тронное имя – «Усир Маат Ра Сетеп-н-Ра» («Нерушимая Маат Ра», «Единственный избранник Ра»), т.е. разбивается фактически на два имени - «Нерушимая Маат Ра» и «Единственный избранник Ра».

Перейдём к имени АМ, которое передавалось следующими картушами:

Alex-7.gif

Учитывая, что второй картуш содержит фонетическую запись имени Александрос, полное имя звучит как «Мери-Амон Сетеп-н-Ра Александрос», что означает «Возлюбленный Амоном Единственный избранник Ра Александрос». Обе формулы «Возлюбленный Амоном» и «Единственный избранник Ра» в точности соответствуют имени Рамзеса II. Отличаются только личные имена - Рамзес и Александр. Имя Рамзес означает «Рождённый богом Ра», а имя Александр – просто «Защитник» на греческий лад. Мог Рамзес II добавить себе ещё одно личное имя? Безусловно! Пример – личное имя «Эхнатон», которое было добавлено к имени Аменхотепа IV. Аменхотеп IV не изменил своё имя, он всего лишь добавил себе ещё одно, которое было более понятным для жителей Дельты Нила (необычное имя Эхнатон – отдельная тема).

Были ли у Рамзеса II причины добавлять себе ещё одно имя – Защитник? Бесспорно были, но об этом чуть позже.

Остаётся только не очень понятно, откуда взялся у Рамзеса II титул Македонский. Рассмотрим конструкцию самого имени Рамзес. Оно состоит из двух морфем – Ra + Ms. По правилам чтения имён фараонов его надо читать как Ms-Ra (Мес Ра), что сразу же даёт известное название Египта на арабском языке – Аль-Мысру. Из этого следует, что, скорей всего, имя Рамзеса II (и всех остальных десяти Рамзесов) читалось в полном соответствии с правилами – «Мес Ра». Но если Ра заменить синонимом Атон, то получится имя «Мес Атон». Судя по тому, что Аменхотеп IV добавил себе ещё одно личное имя, включающее Атон, можно сделать вывод, что в этом была определённая потребность. Части населения, находившегося под властью фараона Рамзеса II был более понятен Атон, нежели сугубо египетский бог Ра. Поэтому вполне можно предположить, что у имени «Мес Ра» был аналог в виде «Мес Атон». Если записать это имя одним из вариантов греческого письма, то получится MACITON, т.е. искомый Македон (Т<->Д)!

О популярности имени Атон говорит тот факт, что от него, очевидно, произошли имена Адонис, Дионис, Афина, также Теос, а впоследствии и Зевс. Подтверждается эта версия тем, что имя Теос записывалось по-гречески с использованием египетского иероглифа, означающего бога солнца Ра или его аналога Атона - [supernovum.ru] .
Труды древнегреческих писателей показывают, что им известен был выходец из Египта под именем Македон, который к тому же участвовал вместе с Осирисом в покорении всего обитаемого мира. Диодор Сицилийский в своей «Легенде об Осирисе и Исиде» пишет:

«…Потом Осирис совершил путь через Аравию, мимо Эритрейского моря, (вплоть) до Индии и до края обитаемой земли. Он основал в Индии немало городов, (один) из которых назвал Нисой, желая оставить память о египетском (городе), в котором он был воспитан.

Осирис занимался также охотой на слонов. И он повсюду ставил стелы с описанием собственного похода. Осирис обошел также другие народы в Азии и (затем) переправился в Европу через Геллеспонт. Во Фракии Осирис убил царя варваров Ликурга, поскольку тот противился его действиям. Уже старого Марона Осирис, назначив, оставил заботиться о насажденных (растениях) в этой стране, и сделал его основателем города-эпонима, называемого Маронейя. Македона, (своего) сына, Осирис поставил царем (области), позднее названной по его имени Македонией»
.

Ирония заключается в том, что у одних греческих авторов Македон (Македонский) выходит из Македонии и попадает в Египет, а у других ровно наоборот – выходец из Египта, Македон, после покорения всей Ойкумены, идёт тем же маршрутом (вместе со своим отцом Осирисом), что и АМ, но только в обратную сторону.

Во всяком случае версия о Македоне, выходце из Египта, подтверждается древними писателями.

4. АМ и Рамзес II были великими завоевателями. Про АМ хорошо известно, что он покорил Азию, Египет и зачем-то сходил в Индию. Согласно историкам, АМ разбил войско индийского царя Пора, взял того в плен, а затем оставил всё как прежде, будто ничего и не было…

Гораздо менее известны победы, одержанные Рамзесом II. Чтобы ликвидировать этот пробел я воспользуюсь непосредственно историческим документом – текстом папируса с «Поэмой Пентаура», написанной во славу Рамзеса II:

«1 Повествование о победах царя Верхнего и Нижнего Египта, Усер-маат-Ра-сетеп-ен-Ра, сына Ра, возлюбленного Амоном, Рамсеса,- да живет он вечно! -
2 одержанных им в странах хеттов, в Нахарине, в стране Арцава,
3 над Пидасой, над дарданцами,
4 в стране Маса, в стране Каркиш, над народом Лука,
5 в Кархемише, в Кеде, в стране Кадеш,
6 в странах Угарит и Мушанеч.
7 Нет мужа, равного его величеству владыке младому, отважному»
.

Из текста по крайней мере ясно, что Рамзес II покорил Ближний Восток и Малую Азию вплоть до Дарданелл. Кроме того в приведённой цитате делается акцент на возрасте Рамзеса II - «младой, отважный», из чего следует ещё один признак тождества АМ и Рамзеса II:

5. АМ и Рамзес II одержали победы в своих великих битвах, будучи молодыми.

В следующей цитате из «Поэмы Пентаура» список достижений Рамзеса II несколько расширяется:

«40 Достиг его величество города Кадета, и
41 вот прибыл жалкий поверженный враг хеттский
42 и с ним все страны чужеземные вплоть до моря:
43 вся страна хеттов целиком, Нахарина также, Лрцава,
44 дарданцы, кешкеи, Маса,
45 Пидаса, Ируен, Каркиш, Лука,
46 Кизуатна, Кархемиш, Угарит, Кеда,
47 вся страна Нухаше, Мушанеч, Кадеш.
48 Не осталось ни одной страны, которую не привел бы он с собою из дальних краев»
.

В последней фразе говорится, что Рамзес II покорил все известные в то время страны. Является ли это типичным преувеличением заслуг фараона – в данном случае не важно. Главное, мы видим исторический документ, в котором Рамзес II представлен величайшим завоевателем всех времён и народов, что ставит его на один уровень с АМ!

6. Важнейшие битвы Рамзеса II и АМ произошли недалеко друг от друга. Битва на Иссе (Исса на реке Пинар) стала одной из самых решающих во всей воинской карьере АМ. Для Рамзеса II таковой была битва у города Кадеш (на реке Оронт):

Map.jpg

На карте расположение мест битв указано в соответствии с современными версиями, хотя точные координаты не известны. Получается, что битвы происходили где-то недалеко друг от друга, но истинных мест локализации сражений мы не знаем. Разрешить проблему нам поможет одно любопытное обстоятельство - названия обоих древних городов представляют собой имена одной и той же богини – египетской Исиды [supernovum.ru]. На греческий манер Исиду звали Исис, а в Финикии и Сирии она была известна под именем Кадеш. Связь между Исидой и Кадеш хорошо видна в греческом диалектном варианте слова «сидеть» - κάθισα («катиса» или «кафиса»). Поскольку символика Исиды – трон (трон на голове Исиды символизирует то, что в Древнем Египте право на царский титул - право на трон - передавалось по материнской линии), следовательно κάθισα имеет к ней самое непосредственное отношение, как собственно и эпоним Кадеш (от промежуточного «кадиса»).

В данном контексте интересно, что совпадают и названия рек – название Пинар получится, если прочитать (в консонатной записи) слово Оронт в обратную сторону. Таким образом всё сходится к тому, что речь в обоих случаях идёт об одном и том же населённом пункте, который «размножился» под разными именами.

В текстах, описывающих сражения, отмечаются характерные похожие детали. В частности указывается на узкие и тесные проходы. Плутарх пишет («Александр и Цезарь»):

«Видя, что Дарий намеревается идти на Александра узкими горными проходами, Аминт посоветовал персидскому царю оставаться на месте, чтобы дать сражение на широких открытых равнинах и использовать свое значительное численное превосходство. Дарий ответил, что боится, как бы враги не обратились в бегство и Александр от него не ускользнул. "Этого, царь, - сказал Аминт, - ты можешь не опасаться. Александр обязательно пойдет против тебя и, наверно, уже идет". Однако Аминт не сумел убедить царя, и Дарий, снявшись с лагеря, направился в Киликию, а Александр в это же время двинул свои войска на персов в Сирию. Ночью оба войска разминулись, и каждое тотчас повернуло назад. Александр, обрадованный счастливой случайностью, спешил захватить персов в горных проходах, а Дарий стремился вывести свою армию из теснин и вернуться в прежний лагерь».

Узкие проходы присутствуют и в «Поэме Пентаура»:

«33 Шло войско его по узким теснинам, как по дорогам Египта».

Сходным образом описаны и героическое поведение обоих полководцев: в «Поэме Пентаура» Рамзес II сражается практически в одиночку - ему помогает бог Амон, к которому Рамзес II успевает взывать во время битвы (походит на воззвание Иисуса, висящего на кресте):

«Что же случилось, отец мой Амон? Неужто забыл отец сына своего? Совершал ли я что без ведома твоего?..».

За свои заслуги Рамзес II удостоился эпитета «защитник» (Александр, по-гречески), о чём в нескольких местах и сообщает поэма:

«Говорим тебе это без лести - ты защитник Египта, покоритель стран чужеземных!».

Так что имя Александр (защитник Египта) Рамзес Великий мог носить по праву!

АМ, со своей стороны, показан более реалистично, хотя нельзя сказать, что описание его сражений вызывает большее доверие. У Плутарха соотношение сил на поле боя в битве при Гавгамелах (аналог битвы на Иссе) составляет примерно 1:20 в пользу Дария III, как бы показывая, что АМ всё нипочём – он может биться и побеждать один, по образу и подобию Рамзеса Великого.

Относительно Дария III часто встаёт вопрос о его несметных сокровищах, которые он якобы вывез из своих дворцов и спрятал в неизвестном месте. С тех пор сокровища непрерывно ищут… В «Поэме Пентаура» тема сокровищ соперника Рамзеса II решена элементарно просто:

«Хеттский враг не оставил серебра в стране своей, он забрал все ее достояние и роздал всем этим странам в дар, дабы сражались они вместе с ним».

Поэтому сокровища царя хеттов, Хаттусили III, никто и не думает искать.

7. АМ и Рамзес II породнились со своими противниками. АМ взял в жены Статиру, дочь Дария III, а Рамзес II породнился с Хаттусили III, взяв в свой гарем его принцесс.

8. В войсках АМ и Рамзеса II были элитные подразделения, состоящие из мальчиков.

Об этой необычной особенности армии АМ написано у Плутарха:

«С этих пор он стал все больше приспосабливать свой образ жизни к местным обычаям, одновременно сближая их с македонскими, ибо полагал, что благодаря такому смешению и сближению он добром, а не силой укрепит свою власть на тот случай, если отправится в далекий поход. С этой же целью он отобрал тридцать тысяч мальчиков и поставил над ними многочисленных наставников, чтобы выучить их греческой грамоте и обращению с македонским оружием».

Для чего брать с собой в поход мальчиков? Внятного обоснования Плутарх не приводит.

В историографии нет сведений о мальчиках Рамзеса II. Тем не менее они сохранились. Смотрим рельеф из Рамессеума, где изображена сцена взятия Рамзесом II важной южносирийской крепости Дапур:


Красными точками помечены воины Рамзеса II, и все они мальчики! Отличительной особенностью древнеегипетских детей является наличие локона юности,  который можно наблюдать и у самого Рамзеса II в бытность его ранней юности:

9. АМ и Рамзес II основали города в Дельте Нила. Если с городом, который основал АМ всё ясно (Александрия), то основанный Рамзесом II город в Дельте археологам пришлось искать довольно долго. Когда в ходе раскопок на востоке Дельты археологи нашли картуш Рамзеса II, то тут же признали это место городом Пер-Рамзес, хотя картуш Рамзеса II – не такая уж и большая редкость для Египта, а само название города - Пер-Рамзес - всего лишь означает «дом Рамзеса». Понятно, что на это название может претендовать практически любой город Египта, но город защитника Александра подходит куда больше остальных.

10. АМ и Рамзес II перестраивали Луксорский храм, посвящённый богу Амону. Историки не могут внятно объяснить столь необычное поведение юного АМ, который отправился на юг Египта для перестройки затерянного в песках древнего храма. Так ведь он не ограничился только Луксорским храмом. Отметился он и в храме Карнака, оставив там несколько небольших объектов, а также в его честь был заложен ещё один храм в оазисе Бахария. Участвовал АМ в закладке этого храма или нет, доподлинно не известно. Тем не менее снова приходится удивляться странному отношению египтян к своему завоевателю, который, пробыв в Египте всего пол года, отбыл затем восвояси и более там не появлялся. Однако все храмы, изображения и картуши, посвящённые «завоевателю» Александру остались в целости и сохранности!

Если же исходить из версии, что АМ и был тем самым Рамзесом Великим, то всё становится на свои места. При этом получают объяснения параллели между АМ и Рамзесом II.

В частности по храму в Луксоре – на фотографии видно, что храм перестраивался всего один раз. Из-за разницы во времени между строительством храма и его последующей перестройкой, строителям пришлось сместить ось храма, поэтому у него образовалось две оси. Других осей у него нет:


(Подробная схема Луксорского храма - [img-fotki.yandex.ru])

Известно, что перестройкой храма занимался Рамзес II. Считается, что он пристроил большой перистильный двор, пилоны, а затем установил своих колоссов - гранитные статуи огромных размеров. Основное святилище Луксорского храма оказалось почему-то нетонутым. Т.е. в перестроенном Рамзесом Великим храме продолжали, якобы, поклоняться его предшественнику – Аменхотепу III. И только пришедший с балканских гор юноша, Александр Македонский, как бы догадался изменить святая-святых храма в Луксоре. Без него, очевидно, неразумные египтяне так бы и продолжали носить свои дары Аменхотепу III вместо Рамзеса II, перестроившему храм.

При отождествлении же АМ с Рамзесом II указанные несуразности отпадают, тем более оно напрашивается само собой!

11. Изображения АМ и Рамзеса II в Луксорском храме обнаруживают удивительное сходство:

Если же рассматривать литературный образ АМ, то без «поддержки» реального исторического персонажа он превращается в сказочного героя, что впоследствии и произошло, когда стараниями историков «пути» Рамзеса II и АМ разошлись в разные стороны.

Средневековые гравюры:

ghost.jpg turtl.jpg

Сражение АМ с оборотнями                                       Битва АМ с черепахами (XIII век, библиотека Брюсселя)


Александр Великий пользовался большой популярностью и на Руси:

divn.jpg

Люди дивные, найденные царём Александром Македонским (русский лубок. XVIII в).




7 февраля 2010г.



════════════════════════



Хостинг от uCoz