В египтологии существуют проблемы с идентификацией и происхождением символов Анх и Джед. Считается, что Анх означает вечную жизнь, а вот столб Джед оказался более "неприступным" для расшифровки его символики.
Манфред Луркер («Египетский символизм») пишет о столбе Джед следующее:
«Колонна (столб) джед — это доисторический фетиш, значение которого не вполне ясно. Возможно, он является стилизованной копией дерева жизни, лишенного листьев, или, может быть, столбом с насечками. Вернее всего точка зрения, что джед был первоначально столбом для постепенного привязывания к нему злаковых колосьев. Столб играл роль в сельских религиозных обрядах плодородия; он был знаком власти, в котором должна была сохраняться сила зерна. Отсюда он стал символом времени и вошел таковым в знаковую картинку (иероглиф). Уже в Древнем царстве в Мемфисе имелся особый жрец "джеда, достойного уважения", даже столичный бог Мемфиса Пта назывался "джедом, достойным уважения". В Мемфисе возник также ритуал "установки джеда", которую совершал сам царь с использованием веревки и при помощи жрецов; символическое действие указывало на ожидаемую продолжительность царствования. Через отождествление Пта с богом некрополя Сокарисом, а последнего опять-таки с Озирисом с началом Нового царства бывший фетиш стал символом Озириса. При этом джед означал позвоночный столб бога. На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался джед как символ отождествления мертвого с Озирисом. Установка столба джеда символизирует также победу Озириса над его противником Сетом, который "положил джед на бок". Из-за включения его в символику потустороннего мира джед становится имеющим глубокий смысл украшением умерших.»
В папирусе Ани, например, приведено довольно любопытное сочетание Джеда и Анха, демонстрирующее некую связь между ними (Анх стоит на столбе Джед и протягивает «руки» к Ра - Солнцу):
Из представленной информации ясно, что Джед имеет отношение к жизни, Осирису, дереву жизни, плодородию и, вероятно, к каким-то злакам.
Что касается Анха, то в некоторых работах его форма объясняется как комбинация двух символов: «символа вечности» (шен) и Джеда. Сразу заметим, что эта версия является верной. Более того, изображения Анха, в котором роль вертикальной палочки играет Джед, нельзя назвать редкими:
Символ вечности изображался в виде банта, образованного связанной верёвкой (круг - без начала и конца):
Он же использовался для записи в него царских имён. В таком виде - чаще всего вытянутом - он известен под названием «картуш». Запись царского имени в «картуше» было равнозначно стандартному пожеланию вечной жизни.
Вернёмся к столбу Джед, символический смысл которого нам предстоит отгадать. В настоящее время известно, что в Древнем Египте существовало множество ритуалов и соответствующих им празднеств, которые к настоящему дню считаются утраченными, поэтому восстановление их сценария и символического смысла сопряжено со многими трудностями. Некоторые из них восстанавливаются, исходя из сохранившихся или бытовавших в недалёком прошлом народных праздников, суеверий, обычаев, обрядов и т.д. Применение подобного метода принесло удачу, подразумевая, в первую очередь, тезис о древнеегипетских корнях генезиса нашей цивилизации, многие из которых проявились, в том числе, в русской культуре.
Для ограничения области поиска попробуем найти в русском языке аналог слова джед. Это слово записывается двумя согласными «дж» и «д», причём произношение первой может варьироваться от «ж» до «з» (евр.). Учитывая, что в русском языке слов, начинающихся на «дж» нет, остановимся на «ж», что даёт жед. Здесь надо иметь в виду, что истинное звучание слов древнеегипетского языка доподлинно не известно. Как правило, подразумевается, что современный коптский язык в определённой степени сохранил древнеегипетскую вокализацию.
Понятно, что жид вряд ли может считаться удовлетворительным решением - никакого отношения к символизму столба Джед это слово не имеет. Но в русском языке (и в других славянских языках) ещё не так давно было в ходу слово жито, о котором в словаре В.Даля написано:
ЖИТО (от жить?) всякий зерновой, немолотый хлеб, от глаг. жать, как южн. пашеница, вм. пшеница, от пахать. Тут всякого жита по лопате. Затем, названье это придано известным родам хлеба: || жито южн. рожь; || твер. яровая рожь, овод; || вост. яровой хлеб, яровое зерно: овес, ячмень, пшеница, греча; || сев. собственно ячмень, житарь, житник яросл…
Точное семантическое попадание: сразу же мы получили коннотации с плодородием, колосьями (жито, жать) и словом жизнь (жить). Попутно отметим, что В.Даль ничего не знает о происхождении этого слова.
Попробуем найти соответствующий праздник, который был бы связан с установкой неизвестного пока «столба» и одновременно имел бы отношение к жатве. Долго искать нет необходимости:
"ИЛЬИН-ДЕНЬ, 20 июля. Первый сноп, первый осенний праздник… "
Ещё одна цитата (Рябцев Ю.С. «Путешествие в древнюю Русь»):
"…множество суеверий было связано с одушевлением неживой природы и ее даров. Так, например, если Бог миловал крестьянина от всяческой напасти, и хлеб уродился добрый, наступала пора жатвы. В народе ее называли «зажинками» и сопровождали старинными обрядами. Первый сноп, «зажиночный», как и последний, осенний, украшали цветами и лентами, вносили в дом и ставили в красный угол. Позже этот сноп первым обмолачивали, а его зернам приписывали чудодейственную силу."
Оказывается, столб - это украшенный первый сноп, символизировавший начало новой жизни, поскольку ко времени сбора нового урожая запасы прошлогоднего зерна, как правило, кончались. В связи с этим можно вспомнить, что один из ритуалов почитания Осириса включал захоронение его статуэтки в землю, наполненной зерном. Проросшие семена знаменовали возрождение Осириса и начало новой жизни.
Ритуал водружения столба Джед, очевидно, мог происходить только во время жатвы, когда колосья ещё не сыпались, что отождествляет его с установкой первого «зажиночного» (или «дожиночного») снопа на Руси.
Попробуем в символике столба Джед найти подтверждение догадки, ещё раз внимательно рассмотрев его изображения:
На рисунках выделена одна деталь - характерный поясок, повторяющийся на подавляющем большинстве столбов Джед. Такое внимание к казалось бы несущественной детали свидетельствует о важном идентифицирующем признаке. Это, безусловно, перевязь снопа!
Более того, в Египте сохранились изображения, не оставляющие сомнения в том, что это действительно сноп:
Такой вид столба Джед хорошо известен, в том числе по старым фильмам с демонстрацией праздников начала сбора урожая. Снопы вручались передовикам производства, устанавливались в красных уголках и на выставках и были всеобщим предметом гордости:
И в нынешнее время кое-где сохранились традиции празднования нового урожая с непременным водружением снопа:
К наиболее яркому и самому известному воплощению столба Джед в наши дни можно отнести фонтан «Дружба народов» на территории ВВЦ:
Перевязка снопов делалась обычно красочными лентами, что придавало снопу более праздничный вид. Поэтому древние египтяне, воспроизводя столб Джед, старались не упускать из виду этот атрибут, изображая его в виде широкого пояса, образованного витками стягивающей ленты.
Интересно отметить, что одно из значений слова джед в древнеегипетском языке означало дыхание. В то же время «у египтян конкретным воплощением понятия "жизнь" служило дыхание, которое боги "давали к носу" царя, а царь, в свою очередь, — собственным подданным» (A. H. GARDINER) (поэтому в Древнем Египте получила широкое распространение практика уничтожения носов не только у скульптур, но даже у настенных изображений людей, означающая символическое убийство).
О важности праздника первого урожая свидетельствуют выдержки из Ветхого Завета, где идёт речь об установке первого снопа и придания ему силы власти и божественного благоволения:
«И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более.
Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его».
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока…»
Вид столба Джед с атрибутами власти:
Выводы:
1. Столб Джед представлял собой сноп зерновых нового урожая. Его празднование символизировало начало новой жизни, плодородие и часто приурочивалось к началу царствования нового царя. Следы этого праздника обнаруживаются, в том числе, в славянской культуре.
2. Символ Анх объединял в себе понятия вечности (бесконечности) и жизни, где в качестве символа вечности выступал символ банта, завязанного одной верёвкой, а столб Джед означал жизнь. Таким образом, Анх имел эсхатологический подтекст и понимался как "вечная жизнь без конца и края". В христианстве этот символ получил название «египетского креста».
3. Этимология славянских слов жито, жать, жить и их производных восходит к названию древнеегипетского столба Джед.
4. Расхожее мнение (даже в научной среде) о фаллических корнях символики Джеда следует признать несостоятельными.
Андрей Кудрявец9 ноября 2006г