Эволюция небесной коровы, богини Нут


Эволюция небесной коровы, богини Нут



Меня заинтересовало следующее изображение женщины на крышке древнеегипетского (римский период) гроба:



Несведущий решит, что это - портрет усопшего, и ничего заслуживающего особого внимания в этом нет.

Однако сразу обращает на себя внимание то, что изображение находится на внутренней стороне крышки гроба. Тогда для кого этот "портрет"? Тем более, когда мы знаем о роскошных файюмских портретах, подобное пренебрежение традицией выглядит странным и даже подозрительным.

Логика и некоторые знания подсказывают нам, что изображение на внутренней поверхности крышки гроба не может быть портретом ни при каких обстоятельствах. Тогда что оно означает?

Если обратиться к более древним изображениям в гробницах и на саркофагах, то в большинстве случаев мы обнаружим, что верх гробниц(потолок) и крышки саркофагов оформлялись как верхний мир - рисовались небеса, звёзды, созвездия и мать небесных богов, богиня Нут.

Изначально её изображали в образе изогнутой женщины, опирающейся на руки и ноги. Тело Нут часто было усыпано звёздами, а цвет соответствовал небу, для чего использовались синие краски:





Позднее Нут стала изображаться всё более схематично. Так, на зодиаке храма в Дендерах Нут как бы отделена от "своих детей" и "наблюдает" за ними со стороны. Хотя вытянутая поза более или менее сохранена:



Можно ещё заметить, что Нут в Дендерах "приодели" в длинное платье.

На "зодиаке Бругша" нам уже встречалась Нут, изображенная в полном согласии с изменяющейся традицией, в соответствии с которой Нут постепенно утрачивает черты небесной богини и становится похожей на обычную женщину в сарафане:



Кроме самой Нут здесь ещё изображены зодиакальные созвездия, планеты и ночные часы.

Впоследствии, изображение Нут становилось более упрощённым. Это связано с тем, что всё большее значение придавалось тексту, в котором отражалась вся необходимая информация. Поэтому в оформлении гробов и саркофагов, скорей всего, прослеживается дань традиции, а не потребность фиксации даты и времени с помощью зодиаков и ночных часов. Что мы и видим на этом изображении крышки саркофага – богиня Нут, как и окружающие её рисунки зодиакальных созвездий, несут ещё меньше информации и по большей части символизируют собой некие представления о потустороннем мире, которые, безусловно, тоже эволюционировали:



Как нетрудно догадаться, в дальнейшем художники стали ограничиваться изображением барышни и неким абстрактным орнаментом - см. первую иллюстрацию.

Таким образом мы пришли к ответу о том, кто же изображен на внутренней крышке гроба. Точнее мы выяснили, кто послужил прообразом изображенной женщины, поскольку в дальнейшем (греко-римский период), как известно, в склепах и усыпальницах стала изображаться Деметра:



Согласно мифу, Деметра ищет в каждом склепе свою дочь, Персефону. Но нетрудно догадаться, что эта легенда просто прилажена к унаследованной традиции изображения богини Нут на потолках гробниц и крышках саркофагов. Также и дочь Деметры, Персефона, семантически связана с древнейшими представлениями о роли пирамид и курганов.


О странном поведении Персефоны

Персефона, согласно легенде, "прячется" от матери в склепах, вынуждая Деметру - свою мать - искать её в каждом могильнике.

Изложение душещипательной истории:

Дочь Деметры и Зевса, она была вскормлена матерью и нимфами в пещере. Когда она подросла к ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо ещё Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.

Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса). Существовало несколько вариантов места похищения. По наиболее популярному, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.

Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чём сообщил Гермес) граната (своего атрибутивного плода). Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.

Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.

В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.


Специалисты отождествляют Персефону с Исидой, как, впрочем, и саму Деметру. Но где здесь связь? Вряд ли стоит искать ответа на этот вопрос в греческом эпосе. Вероятно, и сам автор его не знал.

Чтобы понять, в чём тут дело, необходимо вернуться к этимологии слова ФАРАОН, которое переводят как Дворец. Происходит оно от египетского (pr-aA). Суфиксальное окончание "-н" означает "принадлежащий к". Собственно, сам набор иероглифов говорит за то, что кто-то приписан к дому. К какому дому? Одно из значений слова ДОМ - династия, царствующий род. Таким образом слово ФАРАОН означает принадлежность к царствующей династии.

Посмотрим внимательней на имя ПЕРСЕФОНА. В нём легко выделяются два корня: ПЕР и СЕФ, и уже знакомое суффиксальное окончание "-н". Снова принадлежность к некоему Дому!

Суть этого дома заложена в корне СЕФ, в котором, к нашему удивлению, элементарно угадывается СУФИС (ХУФУ) (согласно Манефону фараон Хуфу на самом деле именовался СУФИС).

Как-то даже непривычно признавать, что историки, сравнивающие ПЕРСЕФОНУ с ИСИДОЙ, оказались правы, и нам осталось лишь уточнить семантику имени ПЕРСЕФОНА.

Исида - мать Гора и дающая жизнь Осирису ("житница ИОСИФА"). Очевидно, оба "процесса" где-то происходят - в каком-то доме или помещении. Но тут даже и думать не нужно, - дом СУФИС (ХУФУ) - это пирамида! Соответственно, дословный перевод имени ПЕРСЕФОНА означает принадлежность к пирамиде-богородице. Она, ПЕРСЕФОНА, ею и была! И именно поэтому "несчастной" Деметре приходилось искать её в каждой усыпальнице. Остаётся единственный вопрос: почему Деметра оказывается в одном месте с Персефоной?

ДЕМЕТРА представляет собой всего лишь одну из ипостасей богини-матери (богородицы), что непосредственно следует из имени. Имя ДЕМЕТРА распадается на префикс ДЕ и морфему МЕТРА., где  μήτρα означает:

1) материнская утроба, чрево, полость матки
2) шейка матки
3) кулин. свиная утроба (считавшаяся лакомым блюдом)
4) сердцевина
5) (у пчел, ос и шмелей) матка, царица Arst.
6) перен. недра, источник

Префикс ДЕ происходит от греческого ΤΕΟΣ (бог). Замена ТЕ на ДЕ является типичной (ТЕОС - ДЕОС).

В итоге получим θεο-μήτρα - богиня мать, что в буквально означает Богородица.

Традиция размножения сущностей богов берёт своё начало из Древнего Египта, где та же Исида имела как минимум три ипостаси: собственно Исида, Хатхор и Нефтида. На самом деле, каждая из этих сущностей подчёркивает вполне конкретный аспект богини и ничего более.

С этим же явлением сталкиваемся и в Библии, где присутствует множество Марий, и в одной из финальных сцен также присутствуют две Марии, прильнувшие к Гробу Господнему - очевидная аллюзия на ПЕРСЕФОНУ и ДЕМЕТРУ.


Андрей Кудрявец
28 января 2010г


════════════════════════




Хостинг от uCoz