Фестский диск (ФД) представляет собой терракотовый круг диаметром 16 см со спиральным рисунком на обеих сторонах:
Обнаружен во время археологических раскопок на Крите в 1908 году. Хотя находка была поистине уникальной, её сразу же объявили письменным памятником, и надо сказать - тому были основания. Одно из них - найденная рядом с диском табличка линейного письма А. Также известны критские керамические артефакты со спиралевидными надписями линейным письмом А, но главный аргумент - "Диск из Мальяно" с этрусским текстом, написанным по спирали:
Правда, у "Диска из Мальяно" есть существенные отличия: он выполнен из свинца и его диаметр в 2 раза меньше Фестского диска.
Свинцовые пластинки для письма - не редкость в эпоху Античности. Они весьма удобны и практичны: текст можно писать любым острым предметом - даже ногтем, а для стирания надписи достаточно прокатать пластинку валиком или переплавить. Поэтому письмо в виде крупной терракотовой тарелки с замысловатым рисунком представляется неудобным - в пути она обязательно расколется. Так клинописные таблички, не в пример ФД, были сравнительно миниатюрными и прочными, что сделало их очень популярными по всей Ойкумене.
Можно предположить, что ФД использовался для ритуальных целей наподобие вотивного атрибута или служил оберегом с текстом заклятий. Только проблема в том, что шансов на прочтение "надписи" нет - подобная совокупность символов более нигде не встречается, а объёма текста ФД недостаточно для его расшифровки. В связи с этим важно отметить, что символы нанесены на диск методом печати:
Из этого следует, что штампики, с которых на терракотовом диске делались оттиски, были изготовлены раньше самого диска. С другой стороны, наличие таких штампиков свидетельствует о тиражировании подобных "письменных" артефактов, из которых обнаружен только один... Считалось что - один, пока в 1998 году во Владикавказе не был обнаружен похожий фрагмент диска:
Авторы Википедии объявили его подделкой: "Некоторые исследователи высказали мнение о подлинности диска, однако вскоре было объявлено о пропаже диска, а затем и о признании человека, якобы его изготовившего. В настоящее время местонахождение этого предмета, признанного подделкой, неизвестно."
Источник информации о признании "Владикавказского диска" (ВД) подделкой - та же статья об истории находки и пропажи. Ссылки на изготовителя нет. Такая информация обычно считается недостоверной. Видимо, кто-то поспешил выдать желаемое за действительное.
Сравним ВД с ФД, с целью понять, насколько оба диска были похожи. Для этого пронумеруем хорошо сохранившиеся сектора ВД:
Затем наложим их на соответствующие сектора ФД:
(Кликнуть по картинке для увеличения)
Все сектора ВД, кроме №1, имеют аналогичную последовательность символов, что и ФД. В секторе 1 совпадают только 2 символа. В секторах 3, 4, 6 есть отличие в компоновке: некоторые горизонтальные пары символов заменены на вертикальные.
Общие замечания по качеству и технологии изготовления ВД: символы нанесены не методом печати, как на ФД, а посредством процарапывания по сырой глине; качество ВД заметно уступает ФД.
Предположим, что ВД - фальшивка. Тогда придётся ответить на ряд вопросов. Почему фальсификатор:
а) поленился сделать красивую копию ФД?
б) не захотел сделать полноразмерный диск, который стоил бы дороже?
в) не воспроизвёл технологию печати, поставив таким образом под вопрос близкое родство ВД с ФД?
г) нарушил компоновку пар символов? Если вдруг удалось бы расшифровать текст ФД, то подделка ВД немедленно бы вскрылась, ввиду нечитабельности.
д) не воспроизвёл последовательность символов на секторе 1, исказив текст ФД? Неужели фальсификатор читал его и подкорректировал порядок слов на ВД?
е) не извлёк из своей подделки материальной выгоды, а первые обладатели артефакта не имели понятия о предмете и его ценности?
Получается, что в такой подделке нет никакого смысла. Однако, не менее сложная проблема с версией об аутентичности ВД:
а) каково назначение керамических дисков, бывших, судя по всему, востребованными в разных уголках Ойкумены?
б) если на дисках имеется текст, следовательно его легко читали как на Крите, так и на Кавказе, а его идентичность на обоих дисках, свидетельствует об одном языке народов, живших в разных уголках Ойкумены.
в) из предыдущего пункта выходит, что вид письма обоих дисков имел достаточно широкое распространение - на Крите даже применялись специальные штампики для нанесения пиктограмм.
г) "широкая" распространённость "письма" входит в противоречие с тем фактом, что оно присутствует лишь на 2-х обнаруженных дисках.
Последний пункт подводит к мысли о том, что письмо имеет отношение только к данному типу изделия - круглому керамическому диску и только к нему! Любопытно, что спираль на обеих сторонах ФД имеет форму змеи, что подчёркивается выраженной головой и глазом:
Зачем письменное послание имеет змеиную форму - с головой и глазами - понять сложно. Ещё одна важная особенность ФД заключается в количестве секторов: "змеи" на каждой стороне диска разделены на 18 секторов, а опоясывающие диск по периметру "надписи" имеют по 12 секторов, но с единственным исключением - правая сторона диска содержит дополнительный сектор, выделяющийся двукратной высотой и комбинацией символов, более на диске не встречающейся:
Если суммировать сектора, то получится, что на каждой стороне есть по 30 секторов, к которым на одной из сторон добавлен "ключевой" сектор. Число "30" может свидетельствовать о сакральном характере диска либо его связи с календарными событиями...
Очевидно, что версия с письменным характером обоих дисков становится всё более сложной и запутанной. Альтернатива ей - другая: на диске нет текста, а сам диск не относится к палеографическим артефактам. В качестве подсказки для развития версии могут послужить сохранившиеся изображения популярных настольных игр Нового времени. Большинство игр представляли собой "ходилки" по змееподобной спирали, как показано на следующих примерах:
Направление закручивание змеи особой роли не играло. Если представленные выше игры закручены по часовой стрелке, то на примерах ниже - против:
The second example of the game, published about 1840, has the centre replaced with medallions showing George IV, William IV and Queen Victoria.
The last scene shows a railway bringing the game right up to date.
Источник последней картинки: 'The Development of the English Board Game, 1770 - 1850' by Caroline G. Goodfellow. В нём, в частности, сказано: "Variations of a theme were numerous. Laurie & Whittle, successors to Robert Sayers continued to publish The Royal Pastime of Cupid Or Entertaining Game of The Snake which was based on the ancient Egyptian Game of the Snake, however, possibly in design only and not in rules. -- Вариации на тему [игр в виде спирали] были многочисленные. Лурье и Уиттл - преемники Роберта Сейера - продолжали публиковать игру "Королевское развлечение Амура" или "Занимательную игру в змею", которая восходит к древнеегипетской игре "Змея" - вероятно, в общем виде, но не правилами."
Совершенно очевидно, что речь идёт об игре Мехен, игровые доски которой сохранились с древнейшей эпохи Додинастического периода:
Её следы теряются во тьме доисторических веков, утрачены и правила игры. Однако, нельзя не заметить большого сходства ФД с доской Мехен: оба изображают змею, скрученную в спираль и поделённую на сегменты. В некоторых случаях змея в игре Мехен поделена не только на сегменты, но и сектора:
Полной идентичности между диском Мехен и ФД быть не может, т.к. даже по приблизительным оценкам их разделяет целое тысячелетие. Если проводить аналогию далее, то сегменты диска Мехен, видимо, со временем стали символами, оживив тем самым игру. Любопытно, что количество сегментов на приведённых двух досках Мехен (124-127) примерно совпадает с числом символов на каждой стороне ФД (119-123). Но вообще доски Мехен отличались большим разнообразием - на некоторых было 70-80 сегментов, а иногда их число доходило до 400. Последнее замечание ставит под сомнение гипотезы некоторых авторов об астрономических корнях появления игры Мехен, но полностью их исключать нельзя, т.к. нам неизвестна история зарождения и развития игры.
Возникает, тем не менее, важный вопрос о странном исчезновении дисков Мехен в эпоху Древнего царства. В свою очередь, он непосредственно связан с уникальностью ФД и ВД. Ответ, очевидно, заключается в том, что сохранившиеся диски Мехен относятся к той эпохе, когда они служили в качестве сакральной атрибутики - отсюда такая бережность обращения с ними. Впоследствии они стали обычными детскими игрушками, имеющими крайне ограниченный срок "жизни" - со временем они бились, а если даже и нет - всё равно выбрасывали. Поэтому искать следы "десакрализованных" дисков Мехен, подобных ФД, следует в мусорных отвалах, а не в гробницах, на поиски и раскопки которых тратятся основные силы археологов.
Надо сказать, что версия игрового назначения ФД была встречена в штыки его "читателями" - теми, кто потратил лучшие годы жизни на расшифровку "текста". Действительно, тяжело признаться в бесполезности затраченных титанических трудов, поэтому версии неписьменного характера символов ФД отметаются с порога... этими же "читателями". Причём без какого-либо серьёзного обоснования.
Удалось найти сформулированные претензии к игровой гипотезе только у одного автора, написавшего, к слову, массу небылиц о Древнем Египте, не утруждая себя ссылками.
Претензия №1: глупо делать штампики, когда можно изготовить штамп целого диска.
Можно, конечно, изготовить, если штамповать большую серию. Но мастер, очевидно, не повторялся и делал разные варианты игры.
Претензия №2: если игровые диски тиражировали, то почему найден всего один?
Ответ уже дан выше. И если к ФД приплюсовать ВД, то их уже будет 2.
Претензия №3: спирали нанесены на обе стороны диска и они не совпадают.
Странно было, если бы они совпадали! Это как раз тот случай, когда мастер сделал 2 варианта игры.
Автор претензий парирует: игра однотипная, хватит одного поля.
"Ходилка" - однотипная игра, но её вариантов - бесконечное множество, в котором спиралевидные "ходилки" также выделялись большим разнообразием (см. примеры выше). К ним у автора претензии почему-то нет, следовательно она - надуманная.
В заключение приведу любопытный серебряный медальон, найденный на распаханном древнем поселении в западной части Московской области:
Казалось бы, он рушит игровую версию и даёт очевидный намёк на письменный характер артефакта. Но это тот случай, когда обнаруженный предмет не имеет прямого отношения к артефакту - только косвенное. Дело в том, что ушлые дельцы сразу после открытия ФД, ставшего знаменитым, быстро наладили производство амулетов и подвесок в виде ФД:
Московская подвеска была, скорей всего, приобретена в Греции туристом из Москвы или Подмосковья, где благополучно, спустя какое-то время, была потеряна. Можно представить, как греческие торговцы соблазняли покупателя рассказом о её необыкновенных свойствах, обусловленных тайным магическим текстом...
Выводы
1. Версию о палеографическом характере ФД следует отнести к ошибочным.
2. ФД был изготовлен в качестве настольной игры-ходилки, бывшей популярной начиная от Додинастической эпохи Древнего Египта и вплоть до Новейшего времени, когда множество её разновидностей находили спрос в самых разных странах мира.
3. ВД, скорей всего, не подделка, представлявшая собой аналог игрового ФД.
Андрей Кудрявец14 марта 2013 г