в странах Ближнего Востока, на юге Европы и повсеместно в Африке, достигая вершин мастерства артистов цирка:
13.
14.
А где впервые стали переносить грузы на голове - очевидно, там, где эта традиция имеет широчайшее распространение, и носильщики обладают непревзойдённой сноровкой. Ответ напрашивается сам собой: конечно, в Африке! Но не будем спешить и попробуем найти самые древние подтверждения. Хорошо известны древнеегипетские изображения эпохи Нового царства, иллюстрирующих носильщиков с разными грузами на голове, но более ранние относятся к Среднему царству:
15. Статуэтка из гробницы Мекетры в Дейр-эль-Бахри, конец XI династии.
Хрупкая женщина несёт в правой руке живую утку, а левой придерживает тяжёлую корзину с кувшинами, наполненных пивом. К той же эпохе Среднего царства относятся и эти статуэтки:
16.
Но несколькими столетиями ранее, примерно 2500 лет до н.э., в гробнице советника Ти на барельефе была запечатлена процессия женщин, совершающая приношения в гробницу:
17.
Прошла, по нашим меркам, целая вечность - половина тысячелетия, - а ничего не изменилось: носильщицы также в одной руке держат живность, а другой придерживают корзины с яствами, неся их на голове. Таким образом, можно утверждать, что в Египте и в Африке в целом начали носить грузы на голове с доисторических времён. Но кроме установленного этого факта, появляется возможность уточнить некоторые детали древнеегипетских головных уборов.
На увеличенном фрагменте последней иллюстрации видно, что иногда носильщики использовали подкладки под грузы, смягчающих давление на голову и более равномерно распределяющих нагрузку:
18. Женщина использует плетёный валик в качестве подкладки на голову.
Подкладки использовались не всегда, а по необходимости либо из индивидуальных предпочтений. Аналогичную картину можно видеть на снимках нашего времени, приведённых в начале. Русские носильщики использовали свой обычный головной убор (шапки, кепки, картузы), в чём видится здравый смысл: не холодно и не жёстко. Но в жарких странах шапка ни к чему, поэтому, как видно на снимках, носильщики обычно используют сложенную в несколько раз ткань либо особым образом укладывают её на голове, делая подобие головного убора. В связи с этим есть веские основания полагать, что тюрбан (чалма) изначально появился именно как головной убор, используемый в качестве подкладки под груз, переносимый на голове.
Так, головной убор африканских женщин, едущих на велосипедах (илл.14), от тюрбана практически не отличается. Более того, тюрбаны распространены именно там, где развита культура ношения грузов на голове: в Северной Африке, на Аравийском полуострове, в Индии и Азии. Традиционно носят тюрбаны как мужчины, так и женщины:
19. 20.
Очевидно, в далёкие времена носильщики свыкались с ношением подкладки на голову в виде тюрбана и продолжали с ней ходить в свободное от работы время. Кроме того, тюрбан носильщика обладает преимуществом перед валиком, изготовленным из подручных материалов. Тюрбан всегда на месте, и носильщик не тратит время на поиски подкладки - он в любой момент готов к работе. Таким образом возник головной убор, который впоследствии стал неотъемлемым атрибутом многих народов.
Но продолжали хождение и обычные валики-подкладки:
21. Эмиль Огюст Ублен - "Путь к рынку, Финистер", 1878г., Франция.
Женщина на картине Эмиля Огюста Ублена использует такой же плетёный валик, что и на илл.18, хотя их разделяет промежуток почти в 4500 лет!
Теперь вновь обратимся к Древнему Египту - к гробнице Нефертари XIX династии. На фресках гробницы любимой жены Рамзеса Великого оная появляется, в том числе, в странном головным уборе, напоминающим небольшую феску, - модиусе:
22.
Под модиусом - стервятник, тотем богини Мут-Нехбет. Назначение модиуса раскрывает другое изображение царицы:
23.
Оказывается, модиус выполняет функцию подставки под корону, в данном случае - шути. На рельефе храма Абу-Симбел модиус носит не только Нефертари, но и богини Исида и Хатхор:
24.
Существовал и более изящный вариант модиуса, как, например, у царицы XVIII династии Яхмос-Нефертари. Её головной убор обрамлён кобрами Уаджит:
25.
О её назначении свидетельствует другое изображение Яхмос-Нефертари:
26. Саркофаг Яхмос-Нефертари.
Как и в предыдущих примерах (илл.23,24) модиус служит подставкой для короны (шути). Ещё один пример модиуса с кобрами:
27. Богиня Хатхор.
Судя по всему, подставка под корону, надеваемая на голову, с некоторых пор стала самостоятельным головным убором, символизирующим принадлежность к царственным особам или когорте божеств, поскольку только эти персонажи могли носить короны. В качестве примера можно привести изображение богини Таурт в феске-модиусе:
28. Скульптура богини Таурт, XXVI династия, VI в. до н.э.
Но известны и другие изображения Таурт, где модиус используется по прямому назначению - в качестве подставки под корону:
29. 30.
Сакральность модиуса, очевидно, послужила тем обстоятельством, что впоследствии его стали носить священники, у которых он называется камилавкой или клобуком:
31. 32.
Таким образом, культура ношения грузов на голове известна с незапамятных времён и она, вероятно, породила два вида головных уборов, известных ныне: тюрбан (чалму) и камилавку (клобук). Причём камилавки овеяны сакральностью, что связано с их происхождением от модиусов богоподобных персонажей, носивших на голове громоздкие короны, в то время как тюрбан имеет народное происхождение, что обусловило его массовое распространение в разных частях света.
Андрей Кудрявец16 октября 2015г