Сначала давайте посмотрим, как их представляют сегодня:
ЕВРЕИ (самоназвание - йегудим , идн), народ. Численность 13,62 млн. человек (1992), в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле 4 млн., в Российской Федерации 551тыс. человек (1992). Большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанском, арабском, персидском и др.). Верующие в основном иудаисты. В диаспоре сложилось деление на ашкеназов и сефардов. (БРЭ)
Народ, в свою очередь, определяется так:
НАРОД , 1) все население определенной страны. 2) Различные формы исторических общностей (племя, народность, нация).(БРЭ)
Очевидно, в данном случае, нас интересует 2-ое значение слова народ, т.е. имеем:
Ввиду рассеянности евреев по всему миру, их нельзя причислить к нации, точнее, это понятие применимо к евреям виртуально, как к якобы потомкам жителей якобы существовавшего ранее древнего Израиля. После недолгих размышлений приходим к выводу, что
ЕВРЕИ - племя или народность (союз племён).
Собственно, примерно так они определены в словаре Брокгауза и Ефрона:
ЕВРЕИ - народ семитического племени.
В реальности, и это определение не верно, т.к. известны примеры евреев из Северной и Южной Америк из числа коренных этносов, включая негров. Евреи встречаются почти во всех странах, среди разных народностей: арабов, испанцев, французов, немцев, итальянцев, греков, турок, прибалтов, славян, татар, грузин, армян, азербайджанцев, горских народов Северного Кавказа, жителей Средней и Передней Азии, китайцев (!) и т.д. Этот далеко не полный список заставляет усомниться в вышеприведённых формулировках. При этом нельзя не признать, что, согласно исследованиям израильских генетиков, определённая часть евреев идентична в расовом отношении палестинцам (по другим исследованиям – курдам).
Цель моего исследования - отойти от энциклопедических определений евреев и попытаться выяснить, кто же они на самом деле, их генезис.
Подавляющее большинство книг и статей, описывающих историю евреев, рассказывают об удручающей судьбе гонимого и притесняемого народа, подвергавшимся всевозможным ограничениям вплоть до порабощения (пленения), разграблениям, изгнаниям и т.д. Кроме того, в них можно найти сведения, зачастую весьма скупые, о занятиях евреев: торговля, ростовщичество, ремёсла. Остановимся на этом подробнее. Будем исходить из традиционной версии происхождения евреев из Передней Азии, а точнее – Ближнего Востока и выясним, какие евреи в первую очередь попали в Европу.
Чтобы заниматься ростовщичеством, надо иметь первоначальные накопления, причем, в валюте именно той местности, где осуществляется деятельность, поэтому вариант с внезапным наплывом ростовщиков в Европу мы отбрасываем как маловероятный.
Ремесленник, как правило, привязан к своей мастерской, источнику сырья и к рынку сбыта. Всё это делает его мобильность также маловероятной.
Остаётся торговля – самый надёжный способ проникновения в другие страны, стимулирующий к ассимиляции с их народами. Более того, именно торговля даёт возможность накопления оборотного капитала и, как следствие, смены рода деятельности или её масштабов.
Итак, сформулируем гипотезу: современные европейские евреи – это потомки торговцев выходцев из Западной, Юго-западной Азии, севера Африки и коренных жителей (автохтонов) Европы, принявших иудейскую веру, как исконную религию торговцев. Остановимся на этой гипотезе и проследим, как она работает на практике.
Торговля с Западной Европой преимущественно велась через Гибралтарский пролив, товары из Африки и Ближнего Востока, сопровождаемые купцами, доставлялись на Пиренейский полуостров, растекались далее по территории нынешней Франции и Центральной Европы. В результате этого исторического процесса на Пиренейском полуострове образовалась одна из самых многочисленных еврейских диаспор –сефарды.
Справка о сефардах (с сайта http://randevu-zip.narod.ru/jew/jew.htm):
Сефарды (франко).
Потомки евреев, выходцев из Иудеи, с древних времен живших в Испании (на древнееврейском языке – Сефарад) до тех пор, пока в конце 15 века они не были изгнаны, и не осели в соседних странах Средиземноморья, на Балканах и чуть меньше – в Западной Европе. В период до изгнания из Испании, евреи стали получать от Католической Церкви новые фамилии, обозначающие явления природы и растения (Перес – “груша” и др.). Причиной ненависти было не только исповедание не-христианства, но и то, что евреи (как этнос) напоминали испанцам о владычестве арабов, так же, как и евреи, относящихся частью – к арменоидному типу, а частью – к семито-аравийскому типу (памиро-ферганские и эфиопские расовые элементы).
Языки сефардов:
- ладино (спаньол) – язык евреев Испании, Португалии, Балкан, Ближнего Востока, Северной Африки, Греции и Турции. Представляет архаичную форму кастильского диалекта средневекового испанского языка с семитскими элементами.
- шуадит (иудейско-контадинский, еврейско-провансальский) – язык был распространён на юге Франции. Вымер к 1977, остался в еврейских пасхальных песнях.
- зарфатик (еврейско-французский) – мертвый язык северофранцузских евреев
- мозарабский язык – использовался в средние века христианами во время арабского господства в Испании. Исключительно древние латинские формы испанского языка со многими арабскими заимствованиями. В Испании изредка используется в литургических целях, на нём ведёт свои передачи “Радио Израиль”.
- еврейско-итальянский язык – евреи Италии и Мальты.
В 1960 г. сефарды насчитывали 500 тыс. человек, из которых лишь треть принадлежали к арменоидному антропологическому типу, остальные – к средиземноморскому типу (низкий рост, прямой и выпуклый нос, узкое лицо, выпуклый затылок, нет волос на груди), т.е. фактически являлись средиземноморскими народами, принявшими иудаизм. [выделено мной; здесь и далее текст в квадратных скобках – мой комментарий]
Следует обратить внимание на то, что после “изгнания” евреев из Испании, фамилии Франко и имена Перес остаются там довольно распространёнными, поэтому логично предположить, что на самом деле был “изгнан” иудаизм, а Пересы и Франки остались на месте. В противоположность Испании, многие средиземноморские народы приняли иудаизм и… стали сефардами. Это произошло в результате развития мореплавания и, как следствие, морской торговли. Зафиксируем этот факт: развитие торговли сопровождалось иудейским прозелитизмом местного населения, задействованного в ней.
Следует также упомянуть топонимы, сохранившиеся на Пиренейском полуострове и говорящие сами за себя: Иберийские горы, река Эбер, Гибралтар.
Интересное определение сефардов даёт БРЭ:
CЕФАРДЫ , субэтническая группа евреев, пользующаяся языком ладино (сефардским),близким к испанскому. Потомки выходцев с Пиренейского п-ова, живут в странах Сев. Африки, М. Азии, Балканского п-ова, в Израиле.
Академики так запутались в еврейском вопросе, что забыли, откуда должны происходить евреи или не захотели слишком углубляться в тему.
О франках (сефардах) упоминает в своих мемуарах Наполеон, причем, редактор его настойчиво корректирует, делая сноски: “Франки – французы (ред.)”. Поверить в то, что Наполеон путался в этнонимах, тем более касающихся французов, трудно. Франки присутствуют у Наполеона в одном единственном контексте: франки – это купцы. Франки во главе с Магаллоном сопровождали экспедицию Наполеона в Египет, франков он встретил и в Александрии, которая, как известно, была одним из крупнейших торговых центров Ближнего Востока и именно в Александрии находилась (по данным XIX века) самая большая еврейская община в Африке.
Термин “франко” (свободный) сохранился до наших дней и присутствует в лексиконе (франко-вагон, франко-склад, франко-порто) предпринимателей, осуществляющих торгово-закупочную деятельность.
Сделаем промежуточный вывод:
Сефарды (франки) – народы средиземноморского региона, исповедующие иудаизм. Часть из них (количественное значение в наше время определить, скорее всего, невозможно) приняло иудаизм, как религию, сопровождающую их основную деятельность – торговлю.
Далее перенесём наш взгляд на Восточную Европу и её окраины, для этого воспользуюсь цитатой (http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/038/38647.htm):
О грандиозных торговых предприятиях евреев в Испании и Франции сообщает замечательные подробности арабский писатель в 850 г. по Р. Х. "Владея различными языками, — говорит он, — и находя почти повсюду единоверцев, евреи нагружали свои корабли западноевропейскими товарами, в том числе и драгоценными мехами, отправлялись по Средиземному морю в Египет, навьючивали здесь свои товары на верблюдов, переезжали через Суэцкий перешеек, переправлялись через Красное море в Джидду, а оттуда достигали Индии и Китая. Здесь они закупали различные произведения тех стран и привозили их, часто через Константинополь, на свою родину. Нередко они отправлялись от восточного берега Средиземного моря через Антиохию до реки Тигр, спускались по этой реке до Багдада, а отсюда через Персидский залив в Индию и Китай. Иногда они совершали почти всю дорогу до Индии и Китая сухим путем. Они везли свои товары по всей береговой полосе Северной Африки от Марокко до Египта; отсюда через Палестину, Дамаск, Куфу и Багдад в Южную Персию и, проникая через Керман и Пенджаб в Южную Индию, достигали наконец Китая. Иногда они отправлялись через славянские земли на нижнюю Волгу, в Хазарское царство, оттуда, переехав Каспийское море, прибывали в Балх, затем в Туркестан и через турецкие земли проникали в Китай". Другой арабский путешественник XIV столетия говорит об одном еврейском купце из Испании, которого он встретил на северном берегу Каспийского моря и который говорил с ним по-арабски. Из еврейских источников известно также, что еврейские купцы доставляли целые караваны товаров из прирейнских стран в Руссию... [выделено мной]
Как видно из приведённой цитаты, в районе Каспийского моря сходились различные торговые пути: из России, в Россию, из прирейнских стран, в Китай и Индию, сюда прибывали караваны даже из Пиреней (!). Весьма кстати именно в этом месте присутствует “независимое еврейское государство” - Хазарский каганат. Как мы теперь понимаем, – это не случайное совпадение.
В литературе и справочниках приводится много противоречивых данных, касающихся Хазарского царства. По одной версии (XIX в.), его образовали гонимые (как обычно) евреи из Византии вместе с финскими (!) племенами, а по другой (ХХ в.) – тюркские кочевые племена. Оставим эти нестыковки и нелепости уважаемым академикам и попробуем выяснить основной род занятий в этом царстве. Оказывается, в этом вопросе среди учёных сплошное единодушие:
Торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др.(БРЭ)- ещё один “кирпичек” в фундамент гипотезы.
Территория Хазарского царства, по разным источникам, простиралась от Волги до Днепра, захватывая весь кавказский регион и Крым. Современные историки утверждают, что национальный состав этого царства был весьма разнообразным, и там почитались три религии: иудаизм, мусульманство и христианство. Но ещё в XIX веке исследователи горских евреев - потомков хазар - пытались найти в них семитские признаки, полагая, как было сказано выше, что в Хазарию забрели семитские племена. Вот с чем они столкнулись(http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/038/38647.htm):
Современные горские евреи не сохранили ни письменных памятников, ни устных преданий о своем приходе на Кавказ. Они вполне уверены только в том, что происходят от евреев, которые были выведены из Палестины еще ассирийскими царями и не участвовали в построении нового храма в Иерусалиме. Трудно решить, основана ли эта уверенность на пережившем ряд столетий народном предании или является позднейшим домыслом раввинов…
…Среди них наряду с семитическим типом встречаются лица с типом лезгинским, татарским или вообще туземным кавказским, так что многих евреев по наружности трудно отличить от местного населения.[выделено мной]
Учитывая, что кавказские крючконосые старички похожи на семитов, можно констатировать очевидный факт – хазарами являлись автохтоны территорий самой Хазарии, менявшие свою веру в зависимости от обстоятельств. Оказавшись на перекрёстке торговых путей, хазары, как и в случае с сефардами, обратились в иудейскую веру, помогавшую в определённый исторический период получать максимальную выгоду от торговых (посреднических) операций.
Как известно, торговля подразделяется (в простейшем виде) на оптовую и розничную. Именно последняя приносит максимальный доход, поэтому логично предположить, что самые смелые и предприимчивые торговцы-иудеи организовывали пункты розничной торговли в конечных и промежуточных точках своих караванных переходов. Для этого привлекались единоверцы, а в лучшем случае - члены своих семей, что позволяло существенно увеличить доход всей семьи купца-иудея. Таким образом происходила ассимиляция торговцев (и происходит!) с другими народами.
В одной из приведённых выше цитат упоминались прирейнские страны в качестве конечной точки караванных маршрутов. Последовав туда, мы наткнёмся на самую большую по численности (>90% в XIXв.) еврейскую общность – ашкеназов (наши предположения и здесь оправдываются!). Вот что пишет об ашкеназах уже цитировавшийся мной источник (http://randevu-zip.narod.ru/jew/jew.htm):
Ашкенази (тедески).
Ашкеназские евреи в 60-ые годы 20 века насчитывали 11 млн. (в их число входили чистокровные евреи, прозелиты и просто иудеи [Что-то здесь не так. Ашкеназы, оказывается, не “субэтническая группа евреев” (БРЭ), а часто вообще не евреи – прозелиты и просто иудеи неизвестного происхождения]. И обычно в Европе под словом "еврей" ("иудей") подразумевают ашкеназского еврея. Словом "Ашкенази" на иврите в средневековой еврейской религиозной литературе обозначали не народ, а географический район от Рейна до Вислы, однако, другого слова, которым обозначалось бы большинство современных европейских евреев-несефардов, нет.
Слово “ашкенази” упоминается в Библии и Торе:
- так звали сына Яфета (Иафета)
- Ашкеназ был братом Тогармаха (и племянником Магога), которого хазары (тюркский народ, ветвь булгар и печенегов), согласно хроникам короля Иосифа, считали своим предком
- Ашкеназ упоминается в книге пророка Иеремии…
…Многие польские историки считают, что основная масса ашкенази – выходцы из Хазарии и, что восточно-европейские евреи происходят не от Франко-Рейнской общины, а попали в Восточную Европу через Хазарский каганат, который давал приют беженцам из Византии. До 15 в. евреи, в основном, жили в Австро-Венгрии, Испании, Италии и на Балканах. Потом они были выселены в Польшу, Италию и Венгрию. Альпийские поселения являлись западными окраинами Хазарии... [выделено мной]
Казалось, мы уже покинули Хазарию, но неожиданно она растянулась до Центральной Европы. Это якобы противоречие легко вписывается в заявленную мной гипотезу, поскольку часть торговых путей пролегали через Босфор, следовательно вдоль них мы и должны встретить иудеев. Ещё одно противоречие имеется в двух выделенных предложениях из цитаты, т.к. считается, что Хазарский каганат просуществовал до X века, а “нашествие” евреев в Ашкеназ приходится на несколько столетий позже. С традиционными историческими взглядами не согласны не только польские историки, но и логика рассматриваемой гипотезы. Продолжаю цитировать:
Из выше написанного следует, что в Восточной Европе происходило формирование своеобразной этнической группы, состоящей из этнических евреев, хазар, венгров и представителей других национальностей, включая немцев, литовцев и поляков, исповедовавших иудаизм [эта “своеобразная этническая группа”, фактически, должна называться “полиэтническим сообществом на основе религии и роде занятий”]…
Основной язык общения ашкеназов – идиш (ср.-нем. "jiddisch" –"иудейский"). Он представляет собой восточный диалект средненемецкого языка (Австрия, Бавария) с примесью еврейских, тюркских, славянских и иных слов.
Делится на два диалекта: западный идиш (Северная Европа, Прибалтика) и восточный идиш (Израиль). Знаменитый картавый акцент (грассивное "р")характерен для носителей многих европейских языков – французского и немецкого, в том числе и идиша.
Антропологически ашкенази неоднородны, что вполне объяснимо их смешанным составом. Французский историк Эрнест Ренан выделяет три антропотипа евреев, но фактически большинство ашкеназов относятся к арменоидному типу и его метисам с местным населением.
Таким образом, исходя из приведённой цитаты, большинство ашкеназов – это, грубо говоря, армяне и их метисы, т.е. и здесь мы не обнаруживаем народа семитического племени. Напомню: треть сефардов принадлежит к арменоидному типу.
Для полноты картины приведу ещё одну цитату (http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/038/38647.htm):
Цвет волос и глаз [ашкеназов] по преимуществу темный, но встречаются и рыжие, и белокурые евреи с серыми и даже голубыми глазами. В Германии 11,2% евреев-детей выказывают тип чистых блондинов с белокурыми волосами и голубыми глазами. Массовые наблюдения Якобса и Спильмана над взрослыми лондонскими евреями (ашкеназим) доказали, что 25% их белокуры и 11% имеют голубые глаза (30% серые).
Что же так привлекало выходцев из Хазарии в Ашкеназ (Германию) в 15-ом веке? Судя по их численности, в соответствии с гипотезой, там должен был начаться торговый бум. Читаем энциклопедию (БСЭ):
Ганза (от средненижненемецкого Hanse - союз, товарищество), торговый союз северо-немецких городов во главе с Любеком, существовавший в 14-16 вв. (формально до 1669). Ганза стала преемницей немецких купеческих товариществ и объединений, одним из главных центров деятельности которых был г. Висбю (на о.Готланд). Во 2-й половине 13 в. были заключены соглашения между Любеком, Гамбургом, Штральзундом и др.; окончательное оформление союза произошло в 1367-70 во время его победоносной войны против Дании, окончившуюся Штральзундским миром 1370. 2-я половина 14 - начало 15 вв. были периодом наибольшего расцвета Ганзы. В неё входило до 100 городов (в т. ч. прибалтийские города: Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Рига и др.), но рамки Ганзы не были строго очерчены. Экономическая роль Ганзы заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами Севера, Запада, Востока и отчасти Центральной Европы и даже Средиземноморья: Фландрия, Англия и Северная Германия поставляли сукна, Центральная Европа, Англия и Скандинавия - металлы, Северная Германия и западное побережье Франции - соль, Италия - шёлк, ткани, Восточная Европа -главным образом пушнину и воск, с 16 в. - хлеб, Швеция - медь, Норвегия – рыбу и т.д. Немецкие купцы взяли в свои руки торговое посредничество, используя успехи немецкой колонизации в славянских странах Восточной Европы и в Прибалтике и опираясь на военные силы немецких рыцарских орденов (прежде всего Тевтонского ордена). Система торговых сношений Ганзы опиралась на несколько контор в основных производящих районах Европы - на конторы в Брюгге (Фландрия), Новгороде, Лондоне, Бергене (Норвегия), Венеции и др. Центром торговли с внутренними районами Европы и основным перевалочным пунктом на сухопутном и речном пути между Балтийским и Северным морем был Любек - политический глава союза.
К этому описанию трудно что-либо добавить, но необходимо обратить внимание на один штрих, связанный с историей Руси, – наличие ганзейской конторы в Великом Новгороде. Именно в разгар её функционирования (вторая половина XV века) там возникает так называемая “жидовская ересь”. Считается, что ересь выражалась “в отрицании монашества, отвергании поклонения иконам, не признании воскресения Христова” и, якобы, из-за этого между Новгородом и Московским княжеством известного своей веротерпимостью случилась война. Эти события можно интерпретировать иначе, исходя из иудейского характера самой торговли, в которую, видимо, была вовлечена значительная часть населения Новгорода, отчаянно сопротивлявшаяся установлению христианских законов.
Так кто же такие евреи на самом деле? Многочисленные свидетельства опровергают их определение не только как представителей семитического племени, но и как народности вообще.
Итак, приходим к очевидному выводу:
Евреи – исторически сложившаяся полиэтническая общность людей, считающих себя в результате многолетней раввинистической пропаганды потомками мифического Израиля – внука Авраама. Реальные корни этой общности лежат в торгово-ростовщическом роде занятий их предков, объединённых общей религией.
Такое определение даёт возможность объяснить некоторые характерные особенности евреев, исключая связанные с отправлением религиозных культов. Евреи, по сути, являются потомками наиболее активной и предприимчивой части населения (зачастую и остаются ею) историко-географически стимулированной к занятию торговлей, давшая им возможность ассимиляции с автохтонами других стран. Ассимиляция часто носила характер агрессивного нашествия, которое, в свою очередь, вынуждало народы регионов, подвергшихся ему, выступать с активным противодействием. Длительное противостояние заставляло евреев, как замкнутого культурно-религиозного сообщества, совершенствовать искусство экспансии и получения максимальной прибыли, выразившееся в написании правил и наставлений "на все случаи жизни" – Мишны. Дополнения к Мишне и её толкований (Гемара) составили Талмуд.
Вот что пишет о Мишне Ф. Бренье в работе “Евреи и Талмуд”:
Этот многословный, нестройный труд, полный противоречий и ошибок, довольно хорошо уясняет взгляды еврейских книжников, воспитанных фарисейством. Он делится на шесть частей: первая говорит о посевах и жатве, и касается права владения, налогов с дохода и т. д.; вторая касается правил о соблюдении праздников и обычаев, к ним относящихся; третья заключает в себе все вопросы, касающиеся брака; четвертая — вопросов судебных и торговых, а также вопросов ересей; пятая и шестая разбирают, вопросы обязанностей (?) и очищений. Эта книга в одно и то же время и гражданское уложение, сборник религиозных постановлений, собрание притч и анекдотов и книга нравственного учения еврейского народа…
Таким образом, иудеи обладали оружием, “заточенным” на проведение экспансии в самых неблагоприятных условиях. Это частично объясняет, то, что именно раввинистический иудаизм стал наиболее привлекательной и, очевидно, выгодной религией для евреев (наиболее активной части населения).
Артур Кестлер в своей книге“Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие” также приходит к выводу о невозможности однозначной этнической или расовой идентификации евреев:
“Подытоживая давний и горький спор в одном емком высказывании, Рафаэл Патаи писал (Enc. Brit., ed.1973; т. XII, р. 1054):
"Данные физической антропологии показывают, что, вопреки распространенному мнению, никакой еврейской расы не существует. Антропологические измерения групп евреев в разных частях мира доказывают, что они сильно отличаются друг от друга по всем существенным характеристикам облика и сложения: ростом, весом, цветом кожи, формой черепа, строением лица, группами крови и т.д."
Ныне на этой позиции дружно стоят и антропологи, и историки. Более того, все они согласны, что сопоставления формы черепа, группы крови и проч. демонстрируют больше сходства между евреями и неевреями, среди которых они живут, чем между евреями из разных стран.
Однако, как ни парадоксально, укоренившееся мнение, что евреев, или, по крайней мере, некоторые еврейские типы, можно мгновенно распознать, нельзя просто так отвергнуть, ведь его правоту как будто доказывает наш каждодневный опыт. Данные антропологии явно расходятся с обывательской практикой.
Прежде чем пытаться устранить столь явное противоречие, полезно внимательнее разобраться с аргументами, на основании которых антропологи отказывают еврейской национальности в праве на существование. Для начала обратимся к прекрасной брошюре ЮНЕСКО "Расовый вопрос в современной науке". Автор, профессор Хуан Комас, делает на основании статистики следующее заключение:
"Вопреки укоренившимся представлениям, еврейский народ расово разнороден; его постоянные миграции и контакты - добровольные и нет - с самыми разными нациями и народами привели к такому широкому скрещиванию, что так называемый народ Израиля может давать примеры черт, типичных для любого народа. Для доказательства достаточно сравнить румяного, коренастого, плотного роттердамского еврея с его единоверцем, скажем, из Салоник: блестящие глаза, болезненное лицо, нервные черты. То есть на основании имеющихся сведений можно утверждать, что евреи как таковые демонстрируют такое же морфологическое разнообразие, как представители любых двух народов, если сопоставлять их между собой" (30; 31-32)”.
Любопытно, что и в раввинистической среде существуют версии, отрицающие какую-либо еврейскую этническую идентификацию. В качестве примера приведу выдержки из статьи видного иудейского теолога раввина Адины Штейнзальца (“Дом Яакова”):
“В жизни народа Израиля история занимает совершенно особое место. Все остальные народы объединяет общее происхождение, страна проживания, язык, культура. Евреи сегодня рассеяны по всему миру, их древний язык является разговорным только для израильтян, с отходом от религии распадается и культурная общность, поскольку в основе еврейской культуры лежит иудаизм. Существует, конечно же, ивритская культура и, быть может, культура светского еврейства, но она не адресована всему народу – даже самые первоклассные произведения, составляющие ее, удовлетворяют лишь потребности израильтян и тех, для кого иврит является родным языком. С этнической же точки зрения трудно утверждать, что существует такой единый этнос как евреи. Потерпели неудачу и попытки юдофобов отыскать объединяющие всех иудеев этнические черты. Географическая разобщенность, с одной стороны, и принятие в свою среду прозелитов – с другой, за долгие века размыли эти черты. Даже не зная точно, сколь велика среди евреев доля принявших иудаизм и их потомков, можно констатировать, что сам факт растворения их в еврейской среде лишает силы концепцию этнической общности евреев”. [выделено мной]
Оставим на совести уважаемого раввина обвинение в адрес юдофобов, пытающихся обозначить еврейство как этническое сообщество, поскольку нас интересует его интерпретация связующих нитей еврейства. Адин Штейнзальц предлагает весьма близкую к контексту данной статьи трактовку:
Определение связи, объединяющей народ Израиля, как семейной, а не национальной, принципиально: семейные узы отличаются от всех других видов связи между людьми, кроме всего прочего, своей эмоциональностью. Ощущение родственности – первое и, пожалуй, самое фундаментальное из человеческих чувств. Оно древнее не только национальной, но и племенной связи. Семейные узы примитивны и, в сущности, иррациональны, ибо основаны не на идеологии, а на неуловимом и экзистенциальном ощущении общей принадлежности. И поскольку последняя изначальна и нерациональна, она не может быть отменена по воле самого человека”. [выделено мной]
Далее раввин пишет уже открытым текстом:
“То, что называется “религией Израиля”, есть фактически лишь система родственных отношений, семейных традиций. …Помогает ли это понимание определить, в чем состоит в наши дни еврейство человека, который не соблюдает заповеди, иначе относится к Б-гу или вообще отрицает Его существование? Безусловно. Ведь принадлежность к еврейскому народу, как следует из нашего понимания, не зависит от согласия с теми или иными идеологическими принципами, как не зависит она и от наличия каких-либо “объективных признаков”еврейства. Эта принадлежность – семейная, а ощущение принадлежности к семье лежит в совершенно иных пластах души, и оно неистребимо. Сын может не понимать сути своей связи с отцом, более того – может даже отвергать ее наличие и даже само существование отца. Тем не менее он остается его сыном”.
Удивительная непосредственность раввина! Кто-то скажет: "семья", а кто-то подумает – "каста" или того хуже – "мафия".
В историческом аспекте это означает, что отнюдь не религия привлекала прозелитов в еврействе, а принадлежность к сообществу – семье. Адин Штейнзальц обошел стороной вопрос о характере этой семьи, но уровень современных знаний о евреях позволяет сделать вполне определенный вывод: еврейская семья – это финансово-экономическая элита общества, имеющая сходство с феодальным дворянством, но применительно к городским условиях. Еврейство, как и дворянство, передавалось по наследству и могло быть пожаловано гою, о чем так же писал в одной из своих работ Штейнзальц.
В связи с этим, стоит отметить один момент: китайские евреи именуются “СЭМУРАН”, что почти в точности совпадает с названием дворянского сословия Японии – “САМУРАИ”. Скорее всего, самураи – это потомки завоевателей Японии. Вполне возможно, что Японию вообще не пришлось завоёвывать - самураи могли прийти туда как обладатели передовых технологий и знаний. Именно поэтому некоторые исследователи отмечают внешние отличия самураев от простонародья. Очевидно, самураи имеют в большей степени тюркские черты лица, нежели монголоидные. Еще стоит отметить, что синтоизм - религия японцев – имеет множество сходств с иудаизмом.
Еврейская экспансия в современном обществе, сопровождаемая иудейским прозелитизмом, приобрела иной, сионистский, оттенок (М.Шевченко. “Пространство и мифы религиозной политики”):
Иудейский прозелитизм ведется, в основном, в интересах государства Израиль и направлен на усиление позиций евреев в политической и общественной жизни иных государств.
На современном этапе развития еврейства традиционный иудаизм практически идентифицировался с сионизмом — националистическим движением международного еврейства…
Преследования евреев со стороны немецких национал-социалистов и европейских фашистов ускорили процесс формирования общееврейской позиции на сионистской платформе. Разногласия с СССР, в свою очередь, привели к дрейфу сионизма с левых, социалистических позиций в сторону буржуазных и откровенно правых, что упрочило влияние религиозного фактора на государственную мифологию Израиля и мировой еврейской диаспоры. Тезисы о политических “преследованиях” евреев (всегда выделяемые сионистами из общего спектра преследований, касающихся также и иных национальных групп), о невозможности осуществления ими нормальной религиозной жизни или антисемитизме, являются способами политического давления на иные государства.
В рамках сложившихся государств “интервенция” посредством иудаизма в большинстве случаев лишена смысла, поэтому экономически активные индивидуумы ищут другие способы реализации своих намерений. Один из них – теневой бизнес, с которым сегодня сталкиваются все развитые государства. Интересно то, что, как и в древности, этот процесс идёт в одних и тех же направлениях – с юга (юго-востока) на север (северо-запад). Не избежала этой участи и Россия, где все за небольшим исключением продуктовые рынки, овощные базы на территории России контролируются лицами, как сейчас принято говорить, “кавказской национальности”. Россияне, не скрывая к ним своего отношения, зачастую называют их “азерами”, не догадываясь насколько этот грубый уничижительный эпитет близок к истине, т.к. по сути – это хазары, подвергаемые у нас (по их мнению) гонениям, унижениям, ограблениям и т.д., - всему тому, чему подвергались древние иудеи. Можно не сомневаться, если бы правовой гуманизм в России находился на уровне XIX-го века, современные хазары (выходцы с Кавказа) подверглись бы тем же гонениям, что и евреи (иудеи-раввинисты).
Евреи всегда играли в жизни человечества значительную роль, обусловленную их генезисом, изложенном в данной работе. Предложенная “еврейская парадигма” позволяет утверждать, что именно они стали инициаторами многих мощных процессов, затронувших общественно-экономические основы цивилизации. В качестве примера можно привести “изобретение капитализма” – получение дохода от первоначально накопленного капитала. Есть пример и другого рода – попытка практической реализации коммунистической идеи, принёсшая многим странам неисчислимые страдания и потери.
“Еврейская парадигма” позволяет иначе взглянуть на многие противоречивые исторические трактовки, например:
1) ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ - действительно происходило и происходит! Отличия от традиционных представлений заключаются в мотивации и механизме этого переселения. Оно происходило не как бесцельное кочевание пастухов со своими стадами, сметающими с карты истории мощные высокоразвитые цивилизации. В древности в качестве основного механизма ассимиляции выступала торговля, на современном этапе – теневая экономика.
2) ОПУСТОШИТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ АТТИЛЫ - на самом деле были иудейским нашествием хазар, сопровождаемое иудейским прозелитизмом автохтонов Европы. Это был определённый этап в социально-экономической жизни народов Европы, связанный с развитием торговли на иудейской основе. Даже имя легендарного покорителя – Аттилы – идентично названию древней столицы хазар – Атиль (Итиль). Атиль, образно выражаясь, действительно стала покорительницей части Европы.
Ещё несколько слов следует сказать об этимологии слова “гетто”, которое считается неясным. Стоит напомнить, что этот термин считается итальянского происхождения, и им называлась часть города, куда селили постоянно гонимых и унижаемых евреев средневековья. Но при ближайшем рассмотрении карт средневековых городов выясняется, что самые богатые кварталы были заселены именно евреями - купцами, торговцами и финансистами. Так в чём же смысл этого гетто? В турецком языке, оказывается, есть похожее слово - “гатт” (гатти), означающее устав, закон. Если исходить из такого понимания этого слова, то получается, что гетто - это место компактного проживания городского населения, следующего еврейскому закону (Торе, Талмуду). Эта версия подтверждается принятой ранее практикой идентификации населения в соответствии с исповедуемой верой. Так, в именном указе Екатерины Второй от 26 февраля 1785 г. сказано:
"Когда еврейского закона люди вошли уже, на основании указов ее Величества, в состояние равное с другими, то и надлежит при всяком случае наблюдать правило, ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами, без различая закона и народа".
Иными словами, речь в этом указе идёт о людях еврейского гетто (гатти), что, естественно, не несёт каких-либо признаков сегрегации и любого другого унижения.