Становление Рима как военно-политического государства
Вступление цивилизации в эпоху Рима
или
Становление Рима как военно-политического государства
Рим, согласно академической науке, отличается от Египта - между ними невозможно ставить знака равенства. Но тогда почему Рим насквозь "египетский", включая религию и технологии? И как объяснить тот факт, что римские императоры были египетскими фараонами:
Статуя императора Октавиана Августа. I в. Гранит.
Статуя императора Тиберия. Карнак, фрагмент. I в. Гранит.
Статуя императора Нерона. I в. Гранит.
Голова императора Адриана. Египет, II в. Бронза.
Традиционно история Рима начинается с мифа - волчица-де вскормила Ромула и Рема, которые основали великий город, распространивший впоследствии своё влияние на весь цивилизованный мир.
Эта сказка, быть может, по-своему замечательна, но она не в состоянии объяснить, каким образом дикари в кратчайший срок расплодились, впитали все достижения предшествовавших эпох и, не долго думая, пошли завоёвывать мир, который с лёгкостью сдался им на милость. На вопрос, откуда что взялось, можно только развести руками...
Выхода из этого тупика нет и быть не может, что, однако, ничуть не смущает академическую науку. Надо искать другие объяснения - более логичные и не заводящие в догматические бредни.
Предложенная здесь концепция, в частности, довольно проста: великие культуры создаются великой цивилизацией, к коей безусловно относится только Древний Египет. Она многим не нравится и часто препятствием для её принятия служит расовое и националистическое высокомерие - "не может быть, чтобы выдающуюся европейскую белую расу обучали уму-разуму какие-то африканские макаки". Но строгое следование научной методологии не оставляет места для субъективистских и заведомо лживых теорий, призванных тешить националистические чувства их авторов. Поэтому будем смотреть на вещи трезво и объективно.
Итак, концепция становления Рима. Рассмотрим схему:
I этап. Правители Древнего Египта воспринимали окружавшие "обитель богов" народы как источник пополнения численности работников, которых для краткости будем называть рабами. Военные походы в значительной степени преследовали цель захвата пленников и доставки их в Египет. История этих миссий прослеживается с самых древних времён существования Древнего Египта (В.И.Авдеев, "Военная история Древнего Египта", т.1). Сначала Египет ассимилировал народы, жившие в ближайших окрестностях, - красные стрелки.
II этап (фиолетовые стрелки) принципиально не отличался от первого, за исключением расстояний, преодолеваемых армией фараона для поимки рабов, - походы становятся более длительными и изматывающими. Это касается только походов на запад и восток, т.к. в походах на юг армия имела возможность отдыхать и пополнять запасы провианта и воды в городах, расположенных вверх по течению Нила.
Опись вновь прибывших из Нубии (с юга) рабов:
III этап (отмечен розовым цветом) характерен закреплением на захваченных территориях и организацией дальних армейских лагерей. Причём ситуация на западном "фронте" резко отличалась от восточного. Египетская армия не встречала на западе какого-либо сопротивления - северо-африканские кочевые племена уходили с родных земель, не имея возможности противостоять хорошо вооруженной и обученной силе.
Пара слов о египетской армии. Расхожее мнение среди историков об изобретении фаланги выдуманными древними греками не соответствует действительности. Фаланги документально зафиксированы в Египте:
Фаланга непременно подразумевает строевой шаг, без которого невозможно поддержание боевого порядка. Ритм египтяне задавали боем барабанов или игрой на флейте:
Военные лагеря на западе постепенно превращаются в постоянно действующие базы, а затем и вовсе на их месте возникают военные городки. Они, как и положено в армии, строятся по одному плану и включают стандартный набор удобств, который со временем расширялся благодаря прогрессу в технологиях. 2500-3000 лет назад Северная Африка была райским местом - там текли реки и плескались озёра, окруженные буйной растительностью. Поэтому отслужившим военным не было резона возвращаться на родину и они оставались в городках - в кругу красивых наложниц и обходительных слуг. Городки быстро расширялись, превращаясь в полноценные города. В них концентрировалась сугубо военная элита, формировавшая культуру, отличавшуюся от стандартов метрополии. В дальнейшем она получит название римской. Очевидно, оно не случайно и связано с образом римского легионера, доспехи которого напоминают рыбью чешую, а рыба в древнеегипетском языке называлась rm (рем):
Весьма вероятно также, что римская эпоха обязана своему своему названию наступлению эры Рыб.
Что из себя представлял африканский Рим, можно посмотреть в одноимённом фильме - см. Приложение 1
Ситуация на востоке была не столь комфортной - восточные границы постоянно находились под прицелом хеттских и ассирийских царьков, вожделевших пограбить златообильный Египет. Поэтому завоёванные территории нуждались в хорошей обороне. Для этой цели возводились укреплённые населённые пункты (форты), жизнь в которых была отнюдь не радужной, особенно в периоды затяжных осад.
Чтобы не сковывать царскую гвардию охраной восточных границ, фараоны пользовались услугами наёмных армий из туземного населения. Да и сами военные не очень стремились в неспокойный регион. Особо отличившимся туземным полководцам фараон дозволял короноваться на царствие (выдавал соответствующую печать в виде скарабея), сохраняя при этом над ними протекторат. Характер этих взаимоотношений очень ярко и подробно передан в т.н. амарнском архиве, представляющем собой тысячи клинописных эпистолярных табличек.
Основной центр тяжести восточной экспансии Египта лёг на укреплённые прибрежные города - вдоль каботажных маршрутов плавания из Египта в Понт (Пунт), откуда доставлялись славные барышни и добры молодцы страны Рутенен:
Считается, что страна Рутенен находилась северней Ханаана. Это мнение представляется ошибочным, ввиду очевидного сходства жителей Рутении с изображёнными представителями страны Рутенен.
IV этап (зелёные стрелки). Разраставшийся "Африканский Рим" со временем стал испытывать проблемы с водой. Набирающая силу Сахара лишала гедонизирующих римлян жизненного пространства - иссякающие реки и высыхающие озёра Северной Африки вынуждали жителей Рима обращать свои взоры в сторону более заманчивых северных земель, достижение которых было сопряжено с большим риском. Усугублявшаяся ситуация с водой не оставляла им шансов. В итоге, римлянам пришлось покинуть некогда цветущий край и перебраться на Апеннинский полуостров. Этот "переезд", конечно же, был растянут на многие годы, но он был, тем не менее, неизбежным. Таким образом, западный Рим разорвал сухопутную пуповину, связывавшую его с альма-матер. Впоследствии, Рим охватил экспансией почти всю Европу (см. Приложение 2).
Восточный Рим находился под сильным влиянием местных царьков, поэтому тяготел к ортодоксальной теократии. Безусловно, сказывалась близость самого Египта, как поставщика не только знаний, философов, теологов и религиозных текстов, но и пищи телесной.
Завершение IV этапа ознаменовалось формированием двух относительно независимых центров, один из которых имел выраженную военно-политическую структуру власти и урбанистический уклад жизни (Западный Рим), второй - ортодоксальную структуру власти и патриархальный уклад (Восточный Рим). Эти характерные черты сохранились до наших дней, обозначая водораздел между Западом и Востоком.
Приложение 1."Тимгад - африканский Рим", документальный фильм, Франция, 2005 год.
Тимгад - африканский Рим. В знойной Северной Африке по всей территории современного Алжира простираются руины огромного города. Это - Тимгад, потерянный древнеримский город, который был построен 2000 лет тому назад, но заброшен и забыт после падения Римской империи. В этой серии рассказывается о передовых системах управления Римской империи и целях, которые они преследовали.. Мы также всесторонне исследуем тайну экономического процветания империи. Благодаря достижениям новейшей компьютерной графики передача впервые представит полную панораму древнеримского города.
Фильм не очень удачный, в особенности учитывая отсутствие перевода французских специалистов, но даёт информацию для определённых размышлений в контексте рассматриваемой темы.
___________________________________________________________________________
Приложение 2.Письмо римского легионера семье
Письмо, написанное на греческом языке, обнаружено ещё век назад за пределами стен храма г.Тебтунис (Феодосия). Перевели же его только сейчас (Грант Адамсон).
Египетский солдат Аврелий Полион служил во Втором легионе, который располагался в Нижней Паннонии – на территории современной Венгрии. В письме он сообщает своей матери, которая торговала хлебом, а также брату и сестре, что скучает по ним и ежедневно возносит молитвы всем богам об их благополучии.
При этом Аврелий Полион жалуется, что родные не ответили ни на одно из шести его писем и вообще относятся к нему как к чужаку. Солдат говорит о намерении попросить отпуск у командира, чтобы навестить семью. На обратной стороне письма дана инструкция ветерану войны Акутиусу Леону (?), как доставить письмо по адресу.
Андрей Кудрявец8 января 2013г