При наблюдении Луны с Земли она предстаёт в разных цветах - от насыщенного красного до ярко-серого цвета. Иногда даже её называют голубой.
1. Луна, поднимающаяся над горизонтом (снимок автора).
2. Снимок Луны, находящейся высоко в синем утреннем небе (снимок автора).
Вопрос цвета Луны отнюдь не праздный и имеет непосредственное отношение к так называемым лунным миссиям "Аполлонов", на которых Луна показана исключительно в унылых серых тонах:
Цементно-подобный пейзаж настолько однообразный, что нет смысла приводить фотографии других миссий: во всех миссиях "Аполлонов" поверхность Луны имеет одинаковый серый цвет. С тех самых пор Луну и лунный грунт почти всегда изображают в серых тонах. Но существовали и другие представления о цвете спутника Земли. Цитата из книги "Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны" (И.И. Черкасов, В.В.Михеев и др., Москва — 1970):
"Астрономические наблюдения за яркостью, окраской, поляризацией и другими особенностями света, отражаемого лунной поверхностью, интенсивные радиолокационные и радиоастрономические исследования проводятся с целью решения вопроса о генезисе, строении и свойствах не только Луны в целом, но и её поверхностного слоя. Указанные методы позволили к началу исследований лунной поверхности с помощью космических аппаратов считать твёрдо установленными следующие факты.
Лунная поверхность характеризуется низкой отражательной способностью и отражает всего 5—18% солнечного света; цветовые различия на Луне крайне малы. Её поверхность имеет коричневато-серую или черновато-бурую окраску"
(выделено мной).
Наблюдения с Земли подтверждают слова вышеприведённой статьи о том, что Луна имеет бурый или коричневатый оттенок:
4. Скриншот видео. Съёмка производилась камерой Olympus E-M5 на катадиоптрический (зеркально-линзовый)
объектив производства ЛЗОС MC Рубинар 10/1000, с использованием телеконвертера MC Конрвертер К-1.
Опыт фотографирования Луны автором этой статьи также согласуется с утверждениями о коричневом цвете лунной поверхности:
5. Снимок Луны, сделанный с помощью "ультразума" Nikon Coolpix P510 (снимок автора).
Метаданные снимка:
Model: NIKON COOLPIX P510
Date Time: 2014:10:08 22:31:20
Exposure Time: 1/400 sec
FNumber: F5,9
ISO Speed Ratings: 100
White Balance Preset: Fine Weather
35mm equivalent focal Length: 1000 mm
Очевидно, авторы процитированной выше работы не были знакомы со снимками миссии "Аполлон-11", но впоследствии, когда до них дошли сведения НАСА о сером цвете поверхности Луны, они поменяли своё мнение, признав её тёмно-серой. Так, в книге "Грунт Луны" (И.И. Черкасов, В.В.Шварев, Москва — 1975) тот же автор (И.И. Черкасов) в соавторстве с другим пишет:
"Реголит в целом представлял рыхлый разнозернистый темно-серый (черноватый) тонкозернистый порошок с включениями отдельных более крупных зерен, обладающих сильным зеркальным эффектом"
(выделено мной) - о реголите, доставленном АЛС "Луна-16" (см. примечание 1).
"Из образца, доставленного "Луной-20", было также отобрано 20г из верхнего слоя глубиной до 100 мм и естественном залегании. От образца "Луны-16" он отличался светло-серым цветом и более мелкозернистым составом" (выделено мной).
Снова обратимся к снимкам Луны, но теперь уже сделанным за пределами земной атмосферы:
RGB-триада, изображённая справа на илл. 6, показывает, что даже на светлых участках цвет Луны смещён в красную компоненту, т.е. она имеет коричневый оттенок. Илл. 7 - это фрагмент снимка НАСА, не требующий особых пояснений из-за ярко-бурой Луны.
Истинный цвет Луны лучше всего проявляется, когда нет мощной засветки её поверхности солнцем:
9. Образец лунного грунта, доставленный аппаратом "Луна-16".
10. Второй образец с аппарата "Луна-16".
11. Образец лунного грунта, доставленный аппаратом "Луна-20".
По завершении в СССР и США "лунной гонки", в статье, посвящённой изучению лунного грунта, доставленного АМС "Луна-24", вдруг снова заговорили о буром оттенке лунного грунта ("Лунный грунт из Моря Кризисов". Москва — 1980):
"По окраске в колонке выделяются две зоны, из которых верхней большей части (до 162 см) присущ однородный серый цвет с лёгким коричневатым оттенком. Нижняя зона керна в цветовом отношении отличается заметной неоднородностью и включает несколько различных по интенсивности серого цвета горизонтов, а также резко выделяющийся по глубине 169—171,5 см относительно тонкий (мощностью 2—2,5 см) слой белого материала"
(выделено мной).
Любопытно, что к тому времени цветные фотографии Луны были известны уже как 10 лет:
Предположим, что цвет Луны, видимый с Земли, искажается атмосферой последней (и это действительно так) и что цветная плёнка на АМС "Зонд-7" и "Аполлон-10", пропутешествовав в космосе, утратила правильную цветопередачу, но как быть со снимками бурой Луны из космоса и образцами лунного грунта, имеющими выраженный бурый цвет или оттенок? В статье "Оптические характеристики реголита из Моря Изобилия, Моря Спокойствия и Океана Бурь" (И.И. Антипова-Каратаева, Ю.И. Стахеев, К.П. Флоренский, М.: Наука, 1974, сс. 496-500) проводится сравнение спектров диффузного отражения реголита из различных районов Луны (на графики наложена радужная полоса, чтобы выделить видимую область спектра):
14.
Графики показывают, что спектральные зависимости в видимой области света, выделенной радугой (380-780нм), отличаются мало. Основное отличие - в отражающей способности образцов. Чем выше кривая, тем выше отражающая способность - образец выглядит светлее. Образцы №10005 взяты из керна миссии "Аполлон-11" и соответствуют разным его глубинам. Образцы №12028 - из керна миссии "Аполлон-12". Образец "Луна-16-А" изображён на илл. 9. По поводу американских образцов лунного грунта можно заметить, что подавляющее большинство снимков этих образцов, выложенных на сайте НАСА, чёрно-белые и в этом видится определённый умысел, о котором будет сказано ниже:
15. Пример чёрно-белого снимка: образец №10045 миссии "Аполлон-11".
Понятно, что говорить о цвете образцов по таким фотографиям нет смысла. Но у нас есть счастливая возможность увидеть цветные снимки кернов реголита (сыпучего грунта лунной поверхности), а именно тех самых образцов, графики которых приведены на илл. 14:
19. С помощью инструмента "пипетка" определяется цвет параболической антенны.
Хорошо видно, что в RGB триаде имеется перекос в сторону синего цвета, а чтобы получить белый цвет, необходимо выровнять уровни трёх компонент:
20. Скорректированный снимок посадочной платформы "Чанъэ-3".
Снимок после цветокоррекции приобрёл аутентичный вид. Например, лунный камень в правом нижнем углу поменял цвет с неестественного голубого на белый (из-за засветки солнцем) с лёгким желтоватым оттенком:
21. 22.
Теперь можно определить цвет лунного грунта. Для верности возьмём три точки:
23. Три "пробы" реголита на снимке посадочной платформы "Чанъэ-3".
Образцы грунта во всех трёх точках имеют очевидное преобладание красного цвета (компонента R); даже в серой на вид точке №3 лунный грунт имеет красноватый оттенок. Это полностью согласуется с графиками спектров диффузного отражения реголита на илл. 14.
Цветные снимки китайского аппарата "Чанъэ-3" сразу привлекли внимание своей непохожестью на серые фотографии лунных миссий "Аполлонов", при этом "Чанъэ-3" прилунился в довольно тёмном районе видимой Луны - в Море Дождей. Но и там нет унылого цементно-подобного грунта.
24. Место посадки аппарата "Чанъэ-3".
Для демонстрации разительного контраста между снимками миссий "Аполлонов" и китайского "Чанъэ-3" совместим фрагменты снимков "AS15-87-11802" и "Чанъэ-3" на илл. 20:
25. Gif-анимация фрагментов двух кадров.
Обе цветные(!) фотографии сняты в похожих условиях: на поверхности Луны и при освещении слева. Цветность на снимке НАСА почти полностью отсутствует, напоминая чёрно-белое фото. Напротив, китайский снимок имеет насыщенный цвет, и смотрится поэтому вполне естественно. На снимке "AS15-87-11802" камни угадываются лишь по теням - поверхность выглядит как сплошное серое поле.
Но как так получилось, что в кернах лунного реголита, имеющегося в распоряжении НАСА, бурые образцы составляют подавляющее большинство, а на фотографиях миссий "Аполлонов" реголит всегда серый, что, в свою очередь, противоречит фотографиям "Чанъэ-3"? Ответ напрашивается сам-собой: "удачные" миссии "Аполлонов" происходили не на Луне, а где-то в другом месте, в котором имитировалась лунная поверхность. Очевидно, на Земле. Миссия "Чанъэ-3" оказалась удачной частично, но основное её достижение - получение аутентичного вида лунной поверхности. Но это только часть ответа, т.к., судя по всему, НАСА обладает настоящими образцами лунного грунта, доставленными с Луны. Их, вероятно, не 382 кг - такого количества образцов НАСА никогда не демонстрировало, - но вполне достаточно для проведения исследований в лабораториях США и за их пределами. Как известно, советский лунный грунт добыт автоматическими аппаратами, и это говорит о том, что наличие лунного грунта не является доказательством пилотируемых миссий к Луне. Очевидно, американский лунный грунт также доставлен на Землю с помощью автоматических станций, что вполне соответствовало уровню техники того времени. С другой стороны, вопрос высадки человека на Луну и возвращения его на Землю не решён и поныне.
Серая Луна в изображении НАСА - естественный результат того, что американские лунные станции ("Сервейеры" и, вероятно, другие) обладали несовершенной техникой для передачи цветного изображения с Луны на Землю. По-видимому, неудачным был и подбор светофильтров для цветоделения: изображение лунной поверхности получалось в чёрно-белых или серых тонах. Таким образом, у постановщиков шоу с "Аполлонами" не было иного выхода, как имитировать Луну в таком же цементно-подобном цвете. Поэтому и образцы лунного грунта приходилось снимать на чёрно-белую плёнку (илл. 15), чтобы демонстрировать его общественности - он, дескать, такой же серый, как и Луна на снимках миссий "Аполлонов". При этом цветные снимки кернов никогда особо не афишировались.
С тех пор в массовом сознании закрепился стереотип о серой и невзрачной поверхности Луны. Поддакивали и в Советском Союзе (см. выше), невзирая на собственные бурые образцы лунного грунта. Причина тому - сговор по "лунной гонке" между СССР и США. Поэтому неудивительно, что и сегодня снимки с лунного орбитального зонда "LRO" представлены в основном с его чёрно-белой камеры ("LROC") - чтобы не возникало лишних вопросов относительно цвета Луны, хотя там установлена и цветная камера (см. илл. 40).
Перед великой силой стереотипа не устояли и китайские учёные, пытавшиеся корректировать снимки миссии "Чанъе-3" с целью придания им "аполлоновского стандарта", согласно которому поверхность Луны должна выглядеть серой. Ранее на илл. 19 было уже отмечено, что баланс белого на снимке смещён в сторону синей компоненты. По-видимому, это было сделано намеренно, чтобы нивелировать "избыточные" бурые краски реголита и придать ему серый цвет. Но полностью выполнить эту задачу не удалось, т.к. либо пришлось бы откровенно фальсифицировать снимки, лишая реголит с помощью графического редактора её бурого цвета, либо, при существенном занижении насыщенности цвета, со снимков исчез бы национальный флаг Китая, чего, разумеется, допустить было нельзя. Поэтому на одних снимках миссии "Чанъе-3" искажали баланс белого (илл. 19), а на других максимально, по-возможности, уменьшали насыщенность цвета. В качестве примера последнего - снимок китайского лунохода:
26. Исходный снимок лунохода "Юйту" на поверхности Луны.
Скорректируем баланс белого и повысим насыщенность фотографии, чтобы золотистая фольга приобрела естественный вид, как на илл. 20. Видимо, одной из причин занижения насыщенности цвета фотографии послужила хроматическая дисторсия в виде зелёной окантовки кадра, ставшая заметной после коррекции:
27. Фото лунохода "Юйту" после цветокоррекции.
Инструмент "пипетка" рядом с параболической антенной показывает выровненный баланс белого, а ниже - цвет реголита под луноходом "Юйту". Соотношение компонент триады RGB почти в точности соответствует точке №2 на илл. 23. Важно отметить, что снимки на илл.23 и 27 сделаны разными камерами, но в обоих случаях они изображают один и тот же бурый цвет лунного грунта, что свидетельствует о низкой вероятности ошибочной цветопередачи камер.
На борьбу с бурым цветом Луны отряжены и штатные пропагандисты лунных достижений НАСА. Они, как нетрудно догадаться, тоже настаивают на сером цвете Луны. Одним из наиболее известных российских защитников НАСА является Виталий Егоров (aka Zelenyikot), который в 2013 году опубликовал статью "Какого цвета Луна?". В ней он пытается доказать, что лунная поверхность имеет цементный цвет, цитата:
"Некоторым кажется, что цементный цвет поверхности, который присутствует на снимках астронавтов программы Apollo, не соответствует действительности, и “на самом деле” цвет там другой."
В качестве доказательства цементного цвета Луны В.Егоров предъявляет снимки самого НАСА:
28. Снимок с космического аппарата Galilleo, полученный в 1992 году (там же).
Выберем на снимке три точки и посмотрим на разброс цветовых оттенков:
29.
В точке №1 Луна имеет красноватый оттенок, в точке №2 - зеленоватый, а в точке №3 - синий. Выходит, Луна переливается всеми основными цветами радуги - от красного до синего, причём, как утверждает В.Егоров, всё это великолепие якобы скрывается под слоем серой пыли. Но откуда, в таком случае, стало известно, что Луна многоцветная? В.Егоров тут же даёт ответ на этот вполне закономерный вопрос (там же):
"Однако, сегодня доступны некоторые техники астрономической съёмки и постобработки снимков, которые позволяют выявить скрытые различия поверхности".
Многоцветье Луны, оказывается, можно получить последующей обработкой её снимков! Собственно, такие возможности компьютерных технологий не являются секретом - цвет Луны можно изменить на любой. Но корректной обработкой будет та, которая не затрагивает цветовой баланс снимка, т.е. соотношение его RGB-компонент, либо он выставлен на основании объективных параметров, включающих "баланс белого" и "уровень чёрного", или с применением цветовых эталонов. Таковых на Луне нет, поэтому, как правило, используются первые два. Но не всегда.
Для примера рассмотрим статью Луиса Аргериха "Как фотографировать реальные цвета Луны", в которой прямо указано, что надо сверяться с представленным на илл. 28 снимком аппарата Galilleo:
"Как вы можете быть уверены, что ваши цвета подходят? Баланс белого может создавать различия, но обычно автоматический WB ("баланс белого" - авт.) камеры работает нормально, поскольку луна видна в нейтральных тонах (сером). Вы можете свериться со снимком, сделанным зондом НАСА Galileo, чтобы увидеть, похожи ли ваши цвета на те, которые должны быть".
Аргерих в результате своих манипуляций получил такую красивую Луну - в реальных, по его мнению, красках:
30.
Сразу отметим, что уровень чёрного этого снимка вполне соответствует норме и к нему претензий нет. Однако этого, судя по всему, нельзя сказать о балансе белого, поэтому посмотрим, как обстоят дела с цветовым балансом в трёх точках:
31.
В двух - сверху и снизу - имеется засветка, которая на снимке должна быть белой, а она в обоих точках голубая из-за подъёма в канале B (синий). Третья - ближе к экватору - показывает на лунный участок откровенно синего цвета. Откорректируем "баланс белого" по белым точкам - операция выполняется автоматически, что исключает субъективное вмешательство. Затем снизим насыщенность и яркость, не влияющие на цветовой баланс, и получим следующее изображение:
32.
Оно гораздо ближе к тому, что мы видели на иллюстрациях 4-8, и полностью соответствует ранним сведениям о цвете Луны, а именно "коричневато-серой или черновато-бурой окраске" её поверхности. Характеристика "черновато-бурая окраска" указывает на низкое альбедо, которое в среднем в 2 раза ниже, чем у земного чернозёма, само название которого подразумевает чёрную субстанцию.
Таким образом, автор вышеупомянутого наставления о процедуре получения "реального" цвета Луны вводит своих читателей в заблуждение, откровенно советуя подгонять снимки под стандарт НАСА, который, в свою очередь, возник в ходе фальсификаций и сопутствующих ошибок в программе "Аполлон". В том же ключе действует и Виталий Егоров, считающий вполне приемлемым поиски посредством компьютерных манипуляций разноцветной Луны под слоем пыли. Ну и главная его ошибка в том, что нельзя ссылаться на свидетельства обвиняемого в подлоге. То есть снимки НАСА не могут служить доказательствами его правоты в отношении цвета Луны, поскольку НАСА, как показано в этой работе, продолжает деятельность по фальсификации снимков Луны, прикрывая таким образом собственные эпические промахи прошлых лет, результатом которых стал миф о серой Луне.
Заметим также, что с помощью стандартной процедуры, учитывающей "баланс белого" и "уровень чёрного", невозможно получить изображение Луны, представленное на илл. 28. Не смог этого добиться и автор "Наставления" Луис Аргерих, у которого Море Ясности (чуть выше и правее центра снимка на илл. 28) получилось ярко-бурого цвета, а на снимке аппарата "Galilleo" оно имеет зеленоватый оттенок, создавая иллюзию растительного покрова. А ведь там якобы побывали астронавты в ходе миссии "Аполлон-17", но о зелёном реголите они умолчали. Это означает, что в НАСА более серьёзным образом отнеслись к редактированию снимка, проведя цветовую коррекцию, полностью исказив исходный цветовой баланс, следуя традициям, заложенным фальсификаторами программы "Аполлон".
Заключение
1. Ранние астрономические наблюдения Луны фиксировали коричневато-серую или черновато-бурую окраску её поверхности (Н.Н.Сытинская. "Природа Луны". Физматгиз, 1959. // "Луна". Под редакцией А.В.Макарова. Физматгиз, 1960).
2. Цвет Луны, наблюдаемый с Земли, может варьироваться в широких пределах, но, снятая в ночное время и в зените, имеет "тёплое" свечение. При правильной экспозиции, когда нет избыточной засветки её поверхности, она приобретает коричневый цвет.
3. Цвет Луны, снятой из космоса, на вид почти не отличается от цвета, зафиксированного на снимках, снятых в земных условиях.
4. Якобы побывавший на Луне астронавт Нил Армстронг в 1970 году заявил, что "в действительности лунный грунт, даже когда его рассматриваешь в руке, имеет угольно-серый цвет, и других цветов они не видели" (см. прим. 2). Это утверждение является прямым свидетельством того, что на Луне он точно не был, т.к. большинство образцов миссии "Аполлон-11" - цветные.
5. После миссий "Аполлонов", к середине 70-х годов, в мире, включая СССР, складывается устойчивое представление о Луне угольно-серо цвета (см. прим. 1). Это расхожее мнение осталось неизменным даже после получения в СССР цветных (бурых) образцов лунного грунта. Более того, невзирая на данные объективного анализа, они были определены, как "тёмно-серые (черноватые)", т.е. полученные данные намеренно сфальсифицированы, чтобы придать им соответствие "аполлоновскому стандарту". С тех пор – вплоть до 2013 года – на снимках, сделанных разными АЛС, Луна представала преимущественно в чёрно-белых тонах.
6. В СССР данные по лунному грунту были сфальсифицированы усилиями сотрудников ГЕОХИ им. В.И.Вернадского под руководством А.П.Виноградова, объявивших образцы бурого лунного грунта "тёмно-серыми (черноватыми)" ("Грунт Луны", И.И. Черкасов, В.В.Шварев, Москва — 1975, стр. 113):
33. Фрагмент работы "Грунт Луны".
Это было сделано с целью поддержать американских коллег, ошибочно считавших лунный грунт "угольно-серым".
7. Китайская миссия "Чанъэ-3" показала Луну в ином цвете, отличном от "аполлоновского стандарта": её поверхность имела бурый цвет, который сохранялся неизменным вплоть до горизонта, т.е. в радиусе 3,5 км от места прилунения. При этом на современной карте Луны тот же участок имеет синеватый оттенок, что означает несоответствие карты реальному цвету Луны, т.е. практика фальсификации снимков Луны продолжается и поныне:
34. 35.
Илл. 34: Место прилунения "Чанъэ-3" на современных картах, имеющем синеватый оттенок.
Илл. 35 Скорректированный цвет Луны с учётом снимков АЛС "Чанъэ-3".
8. Очевидно, в США с самого начала была сделана ставка на автоматические станции, в чём есть несомненный резон - их использование в исследовании космоса намного дешевле, нежели с помощью пилотируемых запусков. Так, в первые годы космической эры США превосходили СССР по количеству запусков в 3-5 раз и только к середине 60-х годов отставание сократилось до 1,5 раз. СССР, в первую очередь, преследовал пропагандистские цели, что обусловило его первенство в пилотируемых полётах на околоземную орбиту. США, напротив, отдали это направление "Голливуду", чьи достижения в создании космической фантастики хорошо известны (см. фильм "Космическая одиссея 2001 года", съёмки которого начались в 1965 году). Последний красочный фильм "Гравитация", несмотря на ряд замечаний, - лишнее тому подтверждение.
9. В 2005 году к Марсу была запущена АМС "Mars Reconnaissance Orbiter" (MRO), которая, выйдя на орбиту, стала передавать фантастической красоты снимки поверхности Марса:
36. 37.
Для фотографий Марса свойственно не только цветовое разнообразие, но и высокая разрешающая способность, позволяющая разглядеть мелкие детали:
38.
В кратере "Игл" виден марсоход "Оппортьюнити" (вверху справа) и посадочная платформа с парашютом (внизу слева).
При этом исследователи Марса не устают жаловаться на высокую запылённость его атмосферы:
Но, несмотря на все препятствия, снимки с Марса выглядят прекрасно, что достигается применением камеры с высоким разрешением - HiRISE (0,3м на пиксель).
В этом смысле Луна выглядит более привлекательной для съёмки её поверхности: у неё нет атмосферы и, соответственно, нет пыли, застилающей обзор. Логично предположить, что лунный аппарат, аналогичный MRO, должен показать Луну не только в цвете, но и с ещё большим разрешением. Спустя 4 года (в 2009 году) после MRO, такая АМС действительно была запущена, получив подобное название - "Lunar Reconnaissance Orbiter" (LRO). Однако ничего похожего на полноцветные снимки Марса мы не получили. Луна, как и все последние полвека, представлена в монохромном виде. Кроме того, камера LROC ("The Lunar Reconnaissance Orbiter Camera") имеет более низкое разрешение, нежели у HiRISE - 0,5м:
Но, как мы видим, цвет Луны остаётся неизменно серым.
Примечания
1. В начале 70-х годов в СССР было выпущено несколько работ, посвящённых изучению лунного грунта, доставленного АМС "Луна-16". В них данные по его цвету представлены на основании субъективных наблюдений, причём сделанных как под копирку:
"Реголит в целом представляет собой тёмно-серый (черноватый) порошок, который легко формуется или слипается в отдельные рыхлые комки." (здесь и далее выделено мной) - А.П.Виноградов, "Предварительные данные о лунном грунте, доставленном автоматической станцией "Луна-16".
"Реголит в целом представляет собой рыхлый разнозернистый тёмно-серый (черноватый) материал." - К.П.Флоренский, А.В.Иванов, Л.С.Тарасов, Ю.И.Стахеев, О.Д.Роде, "Морфология и типы частиц образца реголита из Моря Изобилия".
"Для исследований механических свойств был отобран образец из верхней части пробы лунного грунта, доставленной на Землю станцией "Луна-16". Это соответствует самому верхнему слою лунного грунта в естественном залегании глубиной 100 мм. Образец в основной массе состоит из мелких минеральных частиц самой разнообразной формы. Цвет грунта в общей массе тёмно-серый." - А.К.Леонович, В.В.Громов, А.Д.Дмитриев, В.А.Ложкин, П.С.Павлов, А.В.Рыбаков, В.В.Шварев, "Результаты исследований физико-механических свойств образца лунного грунта в исследовательском боксе в среде азота". Наука. М.1974.
2. Интервью Нила Армстронга BBC, 1970г. (с русскими субтитрами):
В 3:44 по хронометражу Нил Армстронг говорит, что лунный грунт, даже когда его рассматриваешь в руке, имеет угольно-серый цвет, и другого цвета они на Луне не встречали. Однако на илл. 16 можно видеть образец миссии "Аполлон-11", имеющий бурый цвет. Выходит, что в 1970 году Нил Армстронг ещё не знал, какого цвета образцы он "собрал на Луне". Интервью, судя по тексту, состоялось после миссии "Аполлон-12", которой также приписываются образцы бурого цвета (илл. 17), т.е. мало того, что образцы миссии "Аполлон-11" имеют бурый цвет, так и следующая миссия обогатилась бурым реголитом, но Армстронг ничего о них не знает и мечтает о будущих цветных образцах, цитата: "Думаю, когда у нас будет больше образцов из будущих полётов, мы увидим цвет...".
Дополнительные материалы по теме
1. Статья Л.Коновалова (доцент кафедры кинотелетехники ВГИК) "Какого цвета Луна?".
2. Статья А.И.Попова (доктор физико-математических наук) "Фальшивый цвет американской «Луны»".
3. Фильм "Луна на продажу" / BBC Horizon. "Moon for Sale" (2011).
В этом о фрагменте рассказывается о деятельности специального подразделения НАСА ("Office of Inspector General"), которое занимается выявлением случаев частного владения образцами лунного грунта, т.к. оно в США запрещено федеральным законом.
С чем связаны столь драконовские меры в самой свободной стране мира? Притом, что ничего подобного не существовало в одной из самых закрытых стран мира - в СССР, - где лунный грунт хранился в обычном сейфе. Выясняется также, что деятельность "криминальной полиции" НАСА распространяется и за пределы США - там, оказывается, ищут следы лунного грунта, образцов "Доброй воли", подаренных США 135-и странам мира в 70-х годах прошлого века. История одного такого образца хорошо известна:
Фрагмент грунта из коллекции, якобы доставленной на Землю экипажем "Аполлона-11", официально объявлен подделкой - он оказался куском окаменевшей древесины."Как сообщает Associated Press, голландские специалисты провели анализ "лунного камня" - предмета, официально, через Госдепартамент, подаренного премьер-министру Нидерландов Виллему Дризу тогдашним послом США в Нидерландах Вильямом Миддендорфом во время визита"доброй воли" в страну астронавтов Нила Армстронга, Майкла Коллинза и Эдвина Олдрина после завершения ими миссии "Аполлона-11" в 1969 году.
Известна дата вручения драгоценного подарка - 9 октября 1969 года. После кончины г-на Дриза ценнейшая реликвия, застрахованная на $500 тыс., стала экспонатом музея Rijksmuseum в Амстердаме.
И лишь теперь исследования "лунного камня" показали, что официально выставленный рядом с полотнами Рембрандта дар США оказался нехитрой подделкой - куском окаменевшей древесины."
Стоило ли НАСА подвергать себя такому риску, имей оно по завершении миссии "Аполлон-11" заявленные 21,55 килограммов лунного грунта? Видимо, подарено много подобных фальшивок, если не все 100%, поэтому НАСА с помощью своей "криминальной полиции" старается исключить возможность повторения конфуза с голландским "подарком".
Причина же запрета оборота в США образцов лунного грунта связана с умилительными рассказами астронавтов, якобы посещавших Луну, о лунных камушках, привезённых оттуда в качестве подарков друзьям и близким. Что может служить более весомым доказательством реальности их миссий? А если таковых не было, то не должно быть и улик - так называемых "подарков". Поэтому был принят соответствующий закон, на страже которого стоит специальное подразделение НАСА. Пример из жизни:
НАСА едва не арестовало престарелую американку, пытавшуюся продать кусочек Луны.Сотрудники Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) нашли кусок лунного грунта у престарелой хозяйки маленького кафе на юге Калифорнии. 74-летняя Джоан Дэвис пыталась продать через Интернет фрагмент спутника Земли, чем и привлекла внимание инспекторов, пишут 24 октября американские СМИ.
Однако, несмотря на преклонный возраст американки, сотрудники НАСА тщательно спланировали спецоперацию. После появления в Интернете объявлений Дэвис на встречу с ней под видом покупателя отправился сотрудник НАСА, который выразил заинтересованность в приобретении образца за 1,7 миллиона долларов.
Во второй визит, когда престарелая женщина уже достала кусок Луны, чтобы передать ее «покупателю», в помещение ворвались десятки полицейских, которые схватили 74-летнюю преступницу и изъяли товар. Инцидент произошел в мае текущего года.
Размер кусочка Луны, которым владела американка, не превышал рисового зернышка. Как стало известно, он перешел ей по наследству от мужа, работавшего в НАСА инженером, которому этот кусочек подарил американский астронавт Нил Армстронг еще в 1970е гг.