Серапис (Сарапис, Sarapis , Zaparrus)
Серапис (Сарапис, Sarapis , Zaparrus)
Краткая информация из Википедии:
Происхождение. Версий происхождения культа этого божества довольно много. Самая распространённая из них гласит о том, что при Птолемее I
Сотере была принята попытка создать образ синкретического божества — Сераписа (дорическая форма — Сарапис). Многие учёные считают, что это было
сделано для того, чтобы объединить египетскую и греческую религиозную традицию. Но более вероятной кажется другое — в Египте в конце IV в до н. э.
появилось множество греков и македонцев, приехавших со всех концов известной эллинам ойкумены, и введение культа Сераписа могло стать способом их
объединения. При этом по своему "происхождению" это божество должно было быть связано с богами египетского пантеона, так как в древности
священную власть над определённой территорией мог иметь только тот бог, который имел местное происхождение. Именно поэтому корни культа Сераписа
уходят в культ мемфисского Осириса-Аписа.
Согласно другим версиям, культ этого божества был привезен Александром из Вавилонии . Это предположение связано с тем, что Серапис также
упоминается в качестве не египетского, а вавилонского божества, в труде Арриана «Анабасис» и в жизнеописании Александра Плутарха. Согласно этим
авторам, Серапис не только имел храм в Вавилоне, но и является единственным богом, упоминаемым в связи со смертью Александра Македонского в
Вавилоне в 323 году до нашей эры. Другие исследователи также связывают культ этого бога с именем Александра, но не отрицают, что божество имеет
египетское происхождение.
Ещё одна гипотеза считает Сераписа одной из ипостасей Митры и возводит его имя к иранскому эпитету хшатрапати (xšaθrapati) — «господин царства»
Нет единого мнения о происхождении этого божества и в источниках. Так, например, Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» и Климент Александрийский
передают сразу несколько версий.
Резюме: разнобой во мнениях, зачастую надуманных, обусловлен полной неизвестностью происхождения кумира.
Почему-то здесь отсутствует вздорная, но каноническая характеристика: СЕРАПИС —
Древнеегипетский бог плодородия
История культа. Первые Птолемеи ввели Сераписа в сонм египетских божеств, сделав его верховным богом Птолемеевского Египта,
покровителем новой царской династии и новой столицы страны — Александрии. Серапису был посвящен крупный храм в Александрии, известный как
Серапеум. Также святилище этого божества, славящееся своей удивительной целительной силой, находилось в Канопе, городе в дельте Нила,
расположенном недалеко от столицы. Этому богу поклонялись и в мемфисском Серапеуме. Впоследствии храмы Сераписа появились во многих городах
страны, где жило грекоязычное население. В частности, в Фаюмском оазисе.
Уже во времена правления первых Птолемеев культ этого божества распространился по всему Средиземноморью. (Ссылка).
Резюме. Важная характеристика: Серапис - целитель. Его культ в Ойкумене носил всеохватный характер
Пример иконографии (см также Приложение 3):
Резюме. Серапис - бородат; слева (одесную) сидит Цербер.
Характерно, что слово Цербер подозрительно напоминает Серапис (Цербис). Но всегда поражало ведро (горшок) на голове Сераписа - что это, зачем и
откуда?!
Иконография Сераписа идентична оной Геракла, о происхождении образа которого подробно рассказано здесь, откуда следует, что Геракл происходит от Харпократа, от его имени этимологизируется
также имя Геракл. Образ Харпократа неразрывно связан с борьбой со змеями, несущими смертельный яд. Геракл, разумеется, продолжил эту "традицию",
что нашло отражение в знаменитой статуе "Лаокоон и его сыновья":
Скульптурная композиция относится к мифологическому развитию циппи Хора и образа самого Харпократа:
Серапис "перенял" от стелы целительную силу (см. Приложение 2), а Геракл - воинственный аспект Хора (Монту). Таким образом разные аспекты Харпократа воплотились и
размножились в нескольких мифологических персонажах, оказавшихся во многом похожими друг на друга. Основным отличительным признаком Сераписа
стала нелепая корзина на его голове. Обычно её увязывают с надуманной семантикой Сераписа - "бог плодородия", поэтому исследователи стали трактовать
корзину как символ изобилия. Однако
связь между солярным богом Хором с понятиями "плодородие" и "изобилие" - опосредованная, более того плодородие египетских земель напрямую связано
с Нилом и его разливами, поэтому персонифицировал указанные понятия в первую очередь бог Нила Хапи, но не Хор во всех его ипостасях. Следовательно
т.н. калаф на голове Сераписа следует отнести к заблуждению античных
интерпретаторов, снабжавших вдобавок Харпократа "рогом изобилия". В древних
культурах изобилие и достаток олицетворялось чрезмерно тучными персонажами со свисающими животами и грудью. Именно так изображался Хапи:
Хапи - боги Нила Верхнего и Нижнего Египта.
Юный и зачастую женоподобный Харпократ не был толстяком, не "страдал" он избыточным весом и в более старшем возрасте, когда его изображали
Гераклом, Гермесом, Лаокооном, Сераписом и т.д. Источником заблуждения послужили, очевидно подобные изображения Харпократа:
Причём на первом изображении (слева) ещё понятно, что на голове Харпократа надета двойная корона пшент, отражающая царский титул правителя двух
Египтов - Верхнего и Нижнего. На втором же (справа) - это предмет, лишь отдалённо напоминающий двойную корону. Из чего следует, что, начиная с
какого-то времени, образ Харпократа стал "жить" собственной жизнью, "отвязавшись" от статуса верховного божества. В связи с этим отпала необходимость
в атрибутах царской власти, некоторые из которых были переосмыслены и обыграны в мифах. В частности, двойная корона пшент стала "выполнять"
функцию ёмкости для даров. Очевидно, свою "лепту" внёс и Геродот, писавший: "кроме того, женщины [в Египте] носят грузы на плече, а мужчины на
голове". Как показывают многочисленные древнеегипетские фрески, такого деления не было - с древних времён египтяне - мужчины и женщины -
практиковали переноску тяжестей на голове. Но в северных регионах Египта (в Дельте) с большим процентом некоренного населения авторитетное мнение
Геродота могло оказать интерпретаторам медвежью услугу, увидевшим в Сераписе переносчика корзины с дарами. Как бы там ни было, а образ Сераписа с
горшком или корзиной стал каноническим, о чём можно судить из атласа Vincenzo Cartari "Images Depicting the Gods of the Ancients", впервые увидевшим
свет в 1556г.:
Серапис с бочонком на голове в сопровождении змееподобного Цербера.
Если обратиться к описанию Сераписа (см. Приложение 1), то из него следует, что Серапис упоминается ещё в эпоху Нового царства, т.е. минимум за 1000 лет
до эллинистического периода. Поэтому рассказы о несчастных эллинах, придумавших для себя на египетской чужбине синкретичного кумира, следует
отнести к вымыслу.
Причина трудностей в понимании происхождения Сераписа и его семантики заключается в том, что древние египтяне смотрели в небо гораздо чаще нас.
Учёные же делают типичную методологическую ошибку, рассматривая Древность, основываясь на собственных представлениях. Поэтому у них почти все
древние кумиры "становятся" богами плодородия, как и в случае с Сераписом, который явным образом ассоциируется с Осирисом, богом возрождения, и в
то же время загадочным образом связан с быком. В Мемфисе, где почитался бык Апис, воскресший и попавший на небеса бык, назывался Озорапис (Серапис), а воскресшего гелиопольского Мневиса - Озормневис.
Культ быка возник в эру Тельца, поэтому в те времена с ним ассоциировался не только Осирис, но и верховный бог солнца Ра, соответственно фараон также
приравнивался к быку.
Выберем гипотетическую дату - конец апреля 1000 г. до н.э. - и взглянем на небо:
Если не считать зодиакальных созвездий Овна и Близнецов, то Солнце оказалось в одной "компании" с Тельцом и Орионом (Сах). Телец - астральное
воплощение Аписа (в Мемфисе) или Мневиса (в Гелиополе) Сах - астральное воплощение Осириса. Таким образом, "компанию" можно назвать Озорапис или
Серапис, "синкретизм" которого обусловлен взаимным расположением созвездий Сах и Тельца.
Неординарность календарного события, связанного с вхождением Солнца в "компанию" Тельца и Ориона, отражена на зодиаке в храме Эсны:
Фрагмент зодиака из храма Хнума в Эсне.
Под Тельцом изображён круг, образованный 15 звёздами, под кругом - два глаза Хора внутри овала. Правый глаз Хора - символ Солнца, левый - символ
Луны. "Открытые" глаза Хора означают фазу полнолуния, наступившего на 15-й день от начала лунного месяца. Снизу овала с глазами (уджат) изображены 7
звёзд, очевидно, символизирующие ярчайшие звёзды созвездия Ориона (Ригель, Бетельгейзе,
Беллатрикс, Саиф и 3 звезды пояса Ориона: Альнилам, Альнитак, Минтака):
Под ними - сам Осирис, лежащий на символе (иероглифе) неба. Это уникальное в своём роде изображение астрономического события, которому, без
сомнения, придавалось особое значение. Ныне ему соответствует главный христианский праздник - Пасха.
"Соединение" Солнца с Орионом (Сах), равносильно его возрождению, поэтому праздник, очевидно, посвящался воскресшему Ра.
В последующую эру Овна праздник персонифицировал персонаж, объединяющий Осириса, Ра и созвездие Овна:
Фрагмент фрески в гробнице Нефертари Меренмут, любимой жены Рамзеса II.
Слева от Ра-Осириса написано "Осирис радуется вместе с Ра", справа - ответная часть: "Ра радуется вместе с Осирисом". Женщины в сарафанах -
неотступные спутницы Осириса, олицетворяющие два аспекта жены Осириса: домохозяйку (Нефтида - слева) и носительницу наследственного трона - Исида
(справа).
В данном случае египтологи тоже приняли Ра-Осириса за синкретичного бога наподобие Сераписа, хотя в действительности ни Ра-Осирис, ни Серапис - это
не боги, ибо в древнеегипетской теологии бог был один - бог солнца, - а "ассоциации" с ним означают различные состояния и события в его"жизни". В
качестве ещё одного примера персонификации солярного события можно привести Митру, имя которого происходит (акроним) от древнеегипетского
ms-зht-Ra (мес-ахет-ра), означающего рождение Ра на горизонте:
Событие, как легко догадаться, ныне происходит 24-25 декабря, когда солнце разворачивается к лету.
Ассоциация Сераписа с Тельцом - это дань древнему мемфискому культу Аписа.
По сути, принципиальной разницы между Сераписом и Ра-Осирисом из гробницы Нефертари нет - оба персонифицируют одно и то же - "встречу" Ориона
(Сах) и Солнца на небосводе, т.е. в Верхнем Египте. Разумеется, в столь знаменательное событие бог солнца должен выглядеть безупречно, имея два
"полноценных" глаза, т.е. полнолуние - непременное условие "встречи". Одна из характерных особенностей иконографии Сераписа - сидящий по правую руку
Цербер:
Скульптуры Исиды и Сераписа.
Если обратиться к карте неба (см. выше), то в аналогичном взаимном расположении находятся Сах (Орион) и созвездие Большого Пса. Его самая яркая
звезда - Сириус (Сопду - др-егип. ), которая ассоциировалась с женой Осириса, имевшей три аспекта: Исида (носительница наследственного трона), Мут (мать) и Хатхор (дословно - "дом Хора", что соответствует состоянию беременности). Каждый аспект в данном случае отражается отдельной головой или персонажем, поэтому Цербер оказался трёхголовым. Позднее Большой Пёс стал ассоциироваться с триморфной Гекатой и её инфернальным аспектом - Прозерпиной:
Гравюра с изображением бога Сола и Гекаты. "Images Depicting the Gods of the Ancients", 1556г.
В мифологии он стал интерпретироваться как "Триединая богиня", а в изобразительном искусстве -
в образе трёх граций:
"Три грации". Фреска из Помпей.
Если присмотреться, то это - групповое изображение трёх совершенно одинаковых женщин, что объясняется их происхождением.
Примечательно, что имя Прозерпина этимологизируется от древнеегипетского словосочетания pr-serapi (храм Сераписа).
Если судить по облику Ра-Осириса, то он в значительной мере соответствует Осирису. Солнечный диск лишь указывает, что Солнце соединилось с Сах. Это
положение на языке древних египтян будет звучать как pw-S3h (пу-сах), т.е. "в позиции Сах". Отсюда, очевидно, этимологизируется и название нынешнего
праздника - Пасха (Пейсах). Таким же образом этимологизируется название праздника Пурим: pw-rm, где rm означает "рыбы", т.к. празднование Пурима приходилось на полнолуние до весеннего равноденствия, когда Солнце соединялось с созвездием Рыб.
Аналогично Ра-Осирису бородатый Серапис имеет облик Осириса в греко-римскую эпоху.
Это подтверждается именной бронзовой табличкой мумии в виде tabula ansata:
На ней написано "Серапис имярек" (Анетэ), что соответствует традиции называть усопшего Осирисом, т.е.гравёр, не видя между ними разницы, вместо
"Осирис" написал "Серапис".
Ещё одним подтверждением тождества Сераписа и Осириса служит популярное для Античности и Средневековья изображение Сераписа и Исиды в виде
двух переплетающихся змей:
Серапис-Дионисий и Исида. Стела из известняка. 1 в. до н.э.
Но таким же образом изображались Исида и Осирис:
Супружеская пара - Осирис и Исида - в виде змей. "Ceremonies Religieuses de tous les Peuples du Monde", начало 18в.
У Исиды, был единственный супруг - Осирис, следовательно, Серапис в этом случае отождествлялся с Осирисом.
Выводы.
1. Серапис известен задолго до эллинистического периода Древнего Египта, поэтому расхожее мнение о появлении Сераписа в период правления Птолемея I
Сотера не соответствует действительности.
2. Становление образа Сераписа, как и Геракла, восходит к Харпократу, что обусловило их
внешнюю схожесть. От Харпократа Серапис заимствовал корону пшент, символизм которой был впоследствии утрачен и она трансформировалась в некое
подобие корзины, горшка, бочонка и т.п.
3. Серапис персонифицирует астрономическое событие, когда в полнолуние солнце находится в с созвездии Тельца, сближаясь одновременно с Орионом.
Несомненно "встреча" солнца с означенными созвездиями ознаменовывалась всенародным праздником, получившим впоследствии название Пасха
(Пейсах).
4. Трёхголовый Цербер, сидящий, как правило, по правую руки Сераписа, персонифицирует созвездие Большого Пса, а его ярчайшую звезду Сириус в свою очередь персонифицирует Исида. Её три аспекта Исида, Мут и Хатхор соответствуют трём головам Цербера. Позднее он стал ассоциироваться с Гекатой и
"Триединой богиней", изображавшейся в виде трёх граций.
5. В Поздний и греко-римский периоды Серапис был отождествлён с Осирисом.
________________________________________________________________________________________
Приложение 1. Описание Сераписа
Серапис ( Sarapis , Zaparrus ) (перевод) - искусственно придуманный бог. Он
объединяет нескольких египетских и эллинистических божеств и представлен миру в начале правления Птолемеев в Египте - во времена правления Птолемея
I, хотя его культ продолжался и в римский период. Таким образом он служил своеобразным мостом между греческой и египетской религиями в новую эпоху.
Имя Серапис образовано слиянием имён Осириса и быка Аписа, которые в греческий период олицетворяли египетскую религию. На самом деле культ
этого синкретического бога по имени Osirapis (или Userhapi , Асар - Хапи), существовал в Египте до Птолемеев. Osirapis – священный бык Мемфиса после
его смерти. Согласно иероглифическим текстам на стелах и других объектах Серапеума в Саккаре, созданных задолго до греческого периода, Апис
называется "жизнь Осириса, владыка небес с двумя рогами на голове". И он, как говорят, даёт вечную жизнь, силу и здоровье ноздрям фараона.
В период XVIII династии встречается упоминание Сераписа, как "великого бога Хентиаменти (дословно "глава Аменти" ), владыка вечной жизни". Апис и
Осирис были объединены священниками Мемфиса, где атрибуты Аписа ассоциировались с заупокойным ритуалом и, следовательно, Апис считался богом
подземного царства. На памятнике 19 династии Аписа именуют "обновленная жизнь Птаха", а в надписи 25-ой Династии он назван "второй Птах". В том же
тексте упоминается "храм Asar-Hapi (Osirapis)", и здесь так же ясно, что Апис был объединен с Осирисом. Объединить Аписа с Осирисом было несложно,
т.к. одно из наиболее распространенных имен Осириса в то время - "Бык Запада". Апис был, по сути, олицетворением души Осириса и воплощением самого
Осириса. Появление нового Аписа символизировало новое проявление Осириса на земле .
Тем не менее, греки добавили к египетскому пантеону ряд эллинистических божеств, в том числе Зевса, Гелиоса, Диониса, Аида и Асклепия, чтобы
сформировать Сераписа. В конце концов они доминировали в окончательном образе бога. Затем он стал верховным богом божественного величия, солнца (Зевс и Гелиос), плодородия (Дионис), загробного мира и жизни после смерти , а также исцеления ( Аид и Асклепия ). Тем не менее его атрибуты ,
касающиеся загробной жизни и плодородия, были всегда присущи ему.
Ссылки:
1. "Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt", The. Wilkinson, Richard H. 2003, Thames & Hudson, LTD.
2. Dictionary of Ancient Egypt, The. Shaw, Ian; Nicholson, Paul, 1995. Harry N. Abrams, Inc., Publishers.
3. Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses, A. Hart, George, 1986. Routledge
4. "Egyptian Religion". Morenz, Siegfried, 1973. Cornell University Press
5. "Gods of the Egyptians, The (Studies in Egyptian Mythology)". Budge, E. A. Wallis, 1969. Dover Publications, Inc.
________________________________________________________________________________________
Приложение 2. Геммы с изображением и упоминанием Сераписа.