Святая Троица


Святая Троица


В христологии принято считать, что слово "Троица" впервые употребил во II веке святой Феофил Антиохийский в своём сочинении "Против Автолика", а само учение сформировалось лишь к IVв. н.э. Однако истоки Троицы имеют более глубокие корни. Древнейшая Троица из всех, что нам известны – древнеегипетская. Самая главная триада Древнего Египта - это большая триада Абидоса, которая состояла из Осириса, Исиды и Хора. Она была наиболее популярной и почитаемой:

1.
Слева направо: Хор, Осирис, Исида.

Следует обратить внимание на фетиш Исиды - трон, - стоящий на её голове в виде короны и похожий на ступенчатую конструкцию. Нам это далее пригодится.
Менее значимые египетские триады: Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую.

Иногда Абидосскую Троицу изображали иначе:

2.
Слева направо: Хор, Осирис, Хатхор. Древний Египет, XIX династия, XIII в. до н.э., черный гранит. Париж, Лувр.

И хотя иероглифическая надпись сообщает, что справа изображена Исида, этого почти ничего не меняет: Хатхор - это ипостась Исиды, находящейся в положении. Она вынашивает бога Хора. Само имя "Хатхор" (хат-хор) переводится как "Дом Хора" (по-русски буквально напрашивается "Хата Хора").
Иероглиф богини Хатхор - это комбинация двух иероглифов: иероглифа дома (строения) и иероглифа Хора, находящегося в нём:

3.

Стоит отметить, что, согласно легенде, Исида родила Хора посредством непорочного зачатия.

В Древнем Египте также существовал канон изображения матери Хора - Исиды, - держащей младенца на руках:

4.
Статуэтка изображает Исиду, кормящей грудью младенца Хора, ГМИИ им Пушкина.

В эпоху, традиционно считающейся христианской, этот образ не утратил своего значения и был популярен как в светском изобразительном искусстве ("Мадонна с младенцем"), так и в церковном иконописном каноне:
5.
Источник.


Культ высшей божественной триады существовал не только в Древнем Египте - в соседних царствах встречаются аналогичные и, скорей всего, заимствованные из Египта культы. В Угарите Троица была известна под именами Илу, Асирату и их сыном Йамму (а также Балу, Анату и Йарих). В Междуречье почитали Энки, Инанна и Думузи, а также Троицу, включающую Энлиля, Нинлиль и их сына Нанну.

Троица не обошла стороной и Древнюю Грецию, хотя её культ был не столь выражен, как в Древнем Египте. Тем не менее в древнегреческой теологии легко угадываются древнеегипетские корни. У Геры - самой могущественной богини Олимпа - супругом выступает её же брат, Зевс, в чём усматривается коннотация с Исидой и Осирисом. Гера, по аналогии с Исидой, рожает третьего бога триады посредством непорочного зачатия - Гефеста (по другой версии - Ареса).

В индуизме верховная божественная триада - тримурти, - это единый трехликий персонаж, объединяющий Брахму, Шиву и Вишну.

Таким образом, один из важнейших символов христианства проделал длительный путь пока не приобрёл канонический вид. Современная интерпретация Троицы основана на Новом Завете (Евангелие от Иоанна) и выглядит следующим образом: Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого), Бог Сын рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой исходит от Бога Отца. Важно отметить: одна из центральных фигур древней божественной триады, символизирующей женское начало, вытеснена в христианском догмате о Троице довольно размытым понятием Святого Духа. Кроме того, в христианстве уживаются два различных представления о Троице - "новозаветная" и "ветхозаветная". Цитата из православной энциклопедии:

«Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в "Троице" Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге».

Любопытно, но иконография именно ветхозаветной Троицы относится к канонической (т.е. строго следовало определённому набору правил) в отличие от новозаветных иконописных сюжетов - "Новозаветная Троица" и "Отечество". Это обстоятельство даёт возможность произвести в ветхозаветной Троице более или менее точную идентификацию персонажей.

Православная энциклопедия не объясняет, кого и что символизируют ангелы, и почему вдруг Создатель предстаёт в виде трёх ангелов. Однако напрашивается явная параллель с Новым Заветом, когда по случаю рождения Иисуса в Вифлеем прибыли волхвы. В Ветхом Завете, напомним, ангелы явились, чтобы благословить Сарру на рождение Исаака. Таким образом, попутно вскрывается символический смысл новозаветного явления волхвов – в их лице явился сам Саваоф, представленный в виде триипостастного Бога в обличии волхвов (царей).

Появление Вифлеемской звезды можно объяснить коннотацией с древнеегипетскими сакральными текстами – рождение Христа, прообразом которого был бог возрождения Осирис (вариант - Серапис), как и в случае с Осирисом, должно сопровождаться появлением на восточном небосклоне звезды, которая и ассоциировалась с рождением и восхождением в Царство Небесное Осириса. В древнеегипетской "Книге мёртвых" прямо говорится: "Осирис – это звезда, появившаяся на восточном небосклоне".

Опираясь на древние представления о Троице, можно сделать вывод о том, что она олицетворяет концепцию Отца, Матери и Сына. Так, в египетской триаде богов роль отца принадлежала Осирису - одному из самых почитаемых богов Древнего Египта. Мать была представлена в образе богини Исиды и её ипостасью под именем "Хатхор" (Дом Хора). Она почиталась как самая мудрая и могущественная богиня из всего пантеона богов; её статус соответствует христианской Богородице, родившей Сына от непорочного зачатия, - третьего члена триады - бога небес Хора.

Иконографический канон "Ветхозаветной Троицы", в котором имелось несколько традиций с небольшими вариациями, позволяет исключить из рассмотрения картины библейских сюжетов иллюстративного характера или другие иконы, противоречащие догмату. Например:

6.
Мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна, Италия.

Несмотря на определение Московского Стоглавого собора "писать иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал преподобный Андрей Рублев", наблюдается некоторая вольность иконописцев, допускавших смешение канонов, например, с каноном "Гостеприимство Авраама", и размытие духовного смысла иконы.

Любопытно, что иконописная традиция, которой следовал и Андрей Рублёв (ниже слева), вообще говоря, существенно развивает библейский сюжет, наполняя его рядом характерных деталей. Справа приведена икона XVI века с аналогичной символикой, хотя и имеющая существенные отличия с точки зрения богословской интерпретации. В дальнейшем мы ограничимся лишь интересующей нас задачей выявления морфологической сущности ветхозаветной Троицы.

7.Андрей Рублёв, 1411 год 8.
Слева: "Святая Троица" Андрея Рублёва. Справа: "Троица", XVIв.

Центральный ангел иконы, как правило, отождествляется с деревом, изображавшимся за его спиной, в чём явственно усматривается коннотация с Христом-Осирисом. Одним из фетишей Осириса было дерево (или растительность), и, согласно некоторым легендам, он был замурован в ствол дерева. Христос также был не чужд дерева - он, во-первых, будучи плотником, с ним работал, а во-вторых, был распят на дереве (в ряде мест Библии - повешен на дереве).

Ассоциируют центрального ангела с деревом и богословы:

"За центральным Ангелом изображён Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо. ...Средний Ангел облачен в пурпурный хитон и синий гимантий. На хитоне нашит золотой клав. Клав - символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. ... Можно предположить, что центральный Ангел - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Агнец Божий".

9. 10.
Слева: "Троица Ветхозаветная", Назарий Истомин, 1627г., ГРМ. Справа: "Святая Троица". Новгород. 16 в.

Ситуация настолько очевидна, что зачастую иконописцы над средним ангелом ставили титлы IC XC (правая икона). Однако с точки зрения здравого смысла появление Иисуса Христа до его собственного рождения выглядит, конечно, абсурдом. Эту нелепость толковникам приходится устранять, пускаясь во все богословские тяжкие. Если же исходить из принципа преемственности религиозных текстов, атрибутики и символизма, то никаких парадоксов не возникает, подразумевая под Христом его египетского предтечу Осириса или Сераписа:

11.
Серапис, фрагмент фаюмского триптиха, 180-200гг.н.э.


Перейдём к рассмотрению персонажа, сидящего слева. Из приведённых выше икон можно заметить, что левый ангел ассоциируется с постройкой странной архитектуры. На первый взгляд трудно понять, к чему она здесь и что вообще означает. В богословской традиции левого ангела принято характеризовать следующим образом:

"За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия... Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел - образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси".

Действительно, левый и центральный ангелы склоняют голову друг к другу, но этот жест не вяжется с традиционным поведением двух мужчин. Кроме того, ярко красный гимантий (на иконе Андрея Рублёва он выцвел) говорит не в пользу Бога Отца. Одежды красного цвета традиционно относятся к женскому символизму, и скорей всего, левый ангел - женщина. После этого предположения встречный наклон голов обоих ангелов уже выглядит вполне естественным - ведь в образе сидящего слева ангела представлена Богородица. Тогда выходит, что это - мать Иисуса? Не будем, однако, забывать, что здесь мы имеем дело с весьма древней иконописной символикой, которую удалось более или менее приладить к библейскому тексту. Скорей всего, эта икона вообще не связана с Библией, поэтому столь неоднозначна в интерпретации. Её корни берут своё начало в древнеегипетской традиции представления божественной триады.

Обратившись к ней (илл.1), можно вспомнить, что супруга Осириса Исида носила на своей голове характерный фетиш - трон в виде трёхступенчатой конструкции. И в самом деле, на 4-х представленных иконах (илл. 8-10) "Ветхозаветной Троицы" на голове левого ангела громоздится ступенчатое строение с подчёркнутой абстрактной архитектурой, отнюдь не напоминающей "домостроительство". Из этого следует, что левый ангел - супруга центрального ангела, ставшая символической "правопреемницей" богини Исиды. Исида в своей материнской ипостаси Хатхор почти всегда изображалась в красном сарафане, аналогично - и сама Хатхор:

12.
Богини Исида (слева) и Хатхор (справа)

На ряде икон, изображающих ветхозаветную Троицу, можно видеть, что над левым ангелом не ступенчатая конструкция, а строение с двускатной крышей:

13. 14.
Слева: "Троица ветхозаветная", Новгород, середина XVI века. Справа: "Святая Троица — Гостеприимство Авраама", середина XVI в.

Но ранее нами было уже показано, что двускатная крыша относится к богородичной символике, т.е. теперь левого ангела можно с полной уверенностью отождествить с Богородицей и одновременно с "женой" Христа (Осириса), композиционно образующих пару, подчёркивая тем самым супружеские узы.

Рассмотрим правого ангела и, как обычно, в первую очередь слушаем богослова:

"За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения. ...Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны "веянию тонкого холода", в котором является Святой Дух. Правый Ангел - Святой Дух".

Правый ангел - сама кротость и послушание. Вот основной вывод, который можно сделать из приведённой цитаты. Аллюзии относительно "Святого Духа" представляются совершенно надуманными. Но в данном случае надо войти в положение человека, для которого никакой иной Троицы, кроме догматической, нет и быть не может. Если же продолжать нашу логику, то она подсказывает очевидный и естественный ответ: правый ангел - сын своих родителей, сидящих перед ним. Отсюда - зелёный цвет гимантия, символизирующего цветущую юность и подобающее смирение в кругу старших. Осталось выяснить символический смысл скал, нависающих над ним. И здесь нам снова поможет великая египетская триада, включающая сына - бога небес Хора, родившегося в образе сокола. А соколы, как известно, гнездятся в самых высоких местах, и если рядом находятся горы и скалы, то становятся естественным местом обитания соколов. Вполне вероятно также, что и праславянское слово "гора" восходит к имени древнеегипетского бога Хора.

На этом, собственно, можно закончить исследование. В ходе него удалось интерпретировать всех трёх ангелов ветхозаветной Троицы, прообразом которой послужила главная триада древнеегипетских богов из Абидоса. Впоследствии, когда центры религии стали всё дальше удаляться от своей исторической родины, Египта, семантика символизма Троицы претерпела значительную трансформацию, став практически неузнаваемой. Новозаветная Троица оказалась вообще лишена женского начала, хотя в некоторых христианских учениях (ересях) утверждается, что Святой Дух несёт в себе женское начало и изображать его надо не в виде голубя, а - горлицы. Александр Владимиров в своей книге "Кумран и Христос" по этому поводу пишет:

"во всех гностических и апокрифических раннехристианских произведениях Святой Дух в указанной Троице выступает женским началом, порождающим Сына. Богословы церкви ... явно затруднялись объяснить брачное сочетание Богоматери-Марии со Святым Духом, или Руах, который в еврейском языке также женского рода".

Обратим внимание на весьма любопытный аспект, касающийся цветовой символики. С левым ангелом - Богородицей - мы разобрались, её символизирует красный цвет, ставший традиционно женским. Цветовой символизм правого ангела - Хора, - кроме зелёного, предполагает и синий цвет. Синий - цвет неба, в котором он парит, синяя корона (хепреш) - повседневная корона фараона-Хора.

Гораздо сложней обстоит дело с центральным ангелом, одетым в красно-синие одежды. Цветовой дуализм соответствует его двойной ипостаси - земной и небесной (божественной), но здесь легко впасть в заблуждение и допустить ошибку. На самом деле истинный (сакральный) цвет одеяния Христа-Осириса - белый. Цвет короны фараона-Осириса (хеджет) - белый, мумия Осириса - белая, одежда Иисуса Христа в кульминационные моменты (Библия, НЗ):

"Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить".

"Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату".


Как видим, свой последний путь Иисус совершил в белой одежде. Таким образом, ветхозаветная Троица образует следующую цветовую комбинацию (слева направо):

КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ (СИНИЙ).

15.
или

16.

Древнеегипетская триада образует несколько иную последовательность:

ЗЕЛЁНЫЙ (СИНИЙ) - БЕЛЫЙ - КРАСНЫЙ.

17.
или

18.

Цветовая символика Троицы, представленная в наглядной форме, даёт нам возможность утверждать: цветовой символизм флагов со сходной цветовой комбинацией, в которой преобладает набор синий-белый-красный, отражает поклонение Троице.

Не исключение и флаг Царства Русского:

19.

В нём, правда, последовательность изменена так, что осирическая (царская) сущность монарха представлена в качестве доминирующей над остальными. Если же православному восьмиконечному кресту, также олицетворяющему Троицу, поставить в соответствие цветовую последовательность (сверху вниз: синий-белый-красный), то получим следующую комбинацию:

20. (флаг Югославии)

Любопытно, что в определённый период времени (1918-1945гг.) синяя полоса флага Югославии была заменена зелёной:

21.

Порядок следования цветов флага, как и сами цвета, очень сильно зависят от интерпретации Троицы, а также определяется соответствующей эпохой, церковью и множеством иных причин, включая бездумное подражание. Но история флагов, в том числе российского, выходит за рамки нашего исследования.

По крайней мере, понятно, что Пётр не придумывал бело-сине-красный флаг - эти цвета, ассоциировавшиеся со святой Троицей, имели хождение и до него.

В Данном контексте представляет интерес реформа Патриарха Никона, установившего троеперстное крестное знамение, символизировавшее исповедание Святой Троицы. До реформы Никона было принято двуперстное крестное знамение, сохранившееся у староверов. Но о его символическом наполнении к тому времени, очевидно, уже никто не помнил. Оно идёт оттуда же, из Древнего Египта, в котором, начиная с Древнего царства, имела хождение легенда о Хоре и Осирисе. Согласно ей, бог неба Хор подал своему отцу Осирису два перста, чтобы помочь подняться по лестнице на небо, что и предопределило сотерическую семантику очень популярного древнеегипетского амулета "Два пальца":

22.
Амулет "Два пальца", Египет, период Птолемеев, 332 - 30 г. до н.э., обсидиан, Бруклинский музей, США. Источник.

Соответственно, и двуперстное крестное знамение символизировало спасение в виде попадания на небеса.





Андрей Кудрявец
29 марта 2009г - 23 марта 2023г



════════════════════════





Хостинг от uCoz