Царский курган г.Керчи и его ориентация.


Царский курган г.Керчи и его ориентация

Общие сведения о Царском кургане

Как пишет В.Ф.Гайдукевич ("Боспорские города. Уступчатые склепы. Эллинистическая усадьба. Илурат"), "восстановить полностью историю исследования Царского кургана невозможно из-за отсутствия соответствующих материалов в архиве Керченского археологического музея, погибших во время Великой Отечественной войны". Поэтому информация, представленная здесь, собрана из разных источников, основные из которых - упомянутая книга Гайдукевича и сайт "Керченского историко-культурного заповедника", цитаты выделены курсивом.

1.
Вход в дромос Царского кургана.

Когда в конце 1830 года 29-летний серб Антон Ашик участвовал в исследовании богатейшей гробницы Куль-оба на окраине Керчи, он, видимо, не подозревал, что именно ему через три года придется возглавить Керченский музей и включиться в раскопки курганов. Другой участник открытия - Дамиан Карейша, - ему представилась честь преподнести находки Императору, составил Ашику жесткую конкуренцию. Русский императорский двор назначил его специальным представителем по раскопкам и предписывал ему «стараться разрывать такие курганы, в которых можно надеяться скоро и с малыми издержками найти древние веши». Раскопки зачастую носили характер безудержной погони за дорогими античными находками - научные цели в течение длительного времени были отодвинуты на задний план. Ашик и Карейша раскапывали курганы спешно один за другим. При малейших признаках неудачи курган оставляли и переходили на другой.

2.
Царский курган. Рисунок 1866 г.

В этой ситуации А.Ашик не мог обойти огромный курган, расположенный в 4-х верстах от Керчи, на окраине села Гаджи-Мушкай. Исследователи не без основания полагали, что чем выше курган, тем богаче находки, которые там можно было сделать. Уже несколько лет с перерывами нанятые Ашиком рабочие пытались проникнуть внутрь гробницы, и в феврале 1837 года они открыли вход в неё. Вот как характеризует гробницу её открыватель, директор Керченского Музея Антон Ашик: «Самая замечательная гробница есть бесспорно та, которая была названа мною Царскою. Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой гробницею. Огромные стены составляли вход в гробницу; он в самом начале своём был заложен большими плитами, скреплёнными по концам свинцом. Хотя расходы, употреблённые на раскопку Царского кургана не покрылись открытием сокровищ; однако труды наши вознаградились находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательным памятникам этого рода на Керченской земле. Устройство кургана совершенно отлично от тех, которые доныне были мною раскапываемы: все они сооружены из одного только камня или из земли; Царский же курган состоит из толстых слоев глины и крупного камня. По этому самому никак нельзя было ожидать, чтобы хранившиеся в нем сокровища были похищены; между тем - вышло противное. Из исторических записок путешественников видно что генуэзцы при самом начале своего владычества в Крыму тотчас обратили корыстолюбивые виды свои на Пантикапейские курганы; это доказывается еще и тем обстоятельством, что на стенах открытой гробницы находятся в нескольких местах кресты. Вообще генуэзцы были гораздо искуснее нас в раскопке курганов, потому что разрытые ими насыпи не представляют снаружи почти никаких признаков раскопки...

Мне кажется что открытый нами памятник не имеет ничего равного себе в сфере древнего зодчества...На стенах нашей гробницы заметны впадины, в которые, вероятно, были вделаны мраморные и бронзовые плитки или разрисованные деревянные дощечки гробницы, подобные этой, могут служить доказательством, что в Пантикапее, как и в Египте, гробницы царские, сооружение которых требовало много времени, созидаемы были при жизни тех лиц, для которых они должны были служить местом вечного успокоения.

Трудно определить время постройки этой гробницы и какому именно из боспорских архонтов она принадлежала. Я отношу ее подобно гробницам в Золотом кургане и Кулобскую, к первым векам владычества греков в этом крае»
.

3.
Вид кургана в 19 веке.

Снаружи курган опоясывала каменная стена-крепида. Остатки стены видны и в настоящее время, хотя они почти полностью покрыты грунтом, но кое-где ещё проглядывают известковые блоки со следами очень сильной эрозии.

Внутри курган состоит из усыпальницы и длинного, выложенного из рустованных плит коридора.


4.
Схема продольного устройства склепа.

По данным А.Ашика, "Царский курган имеет в окружности, у самой подошвы, 125 сажень (267м); ход в гробницу простирается на 17 сажень (36м). Огромные боковые стены его, украшенные рустиками, сходятся вверху на расстоянии 5½ сажень (12м) от основания и составляют конический свод, состоящий из 11 уступов камней, лежащих горизонтально один на другом. Вышина самой гробницы, от основания до верхнего камня, замыкающего свод, простирается на 5 сажень (10,7м)".

5.
Горизонтальный разрез склепа (1 - вид снизу, 2 - вид сверху).

Погребальная камера сооружена на скале. В плане она почти квадратная (4,39 х 4,23 м). Стены состоят из 10 рядов кладки, на уровне 5-го ряда они постепенно переходят в уступчато-кольцевой купол. Высота камеры - почти 9м.

6.
Уступчато-кольцевой купол, вид снизу.

Вход в дромос перекрывала поперечная стена. Переход квадратной камеры в круглое в плане перекрытие не имеет других аналогий во всей античной архитектуре. Этот же прием позднее был использован при строительстве христианских культовых памятников. Если Вы оглянитесь назад из камеры гробницы, то обнаружите, что выход кажется значительно дальше, чем расстояние до гробницы снаружи (у меня такого впечатления не сложилось - автор). Этот эффект достигался неодинаковой шириной и непараллельностью стен дромоса. Вполне вероятно, древние греки стремились достигнуть этого эффекта специально: путь в загробный мир близок, но выход из него кажется столь далёким.

7.
Вид из погребальной камеры.

8.
Дромос (греч. δρόμος - дорога, проход). Проход в купольную гробницу, находящуюся под курганом.


9.
Внутри дромоса.

Все блоки склепа и дромоса уложены насухо, без вяжущего раствора. Во многих местах на стенах сохранились следы инструмента. Небольшие прямоугольные пазы в стенах использовались строителями для балок и распорок при сооружении склепа. После завершения строительства все эти гнезда были заложены каменными "пробками", которые сохранились в некоторых местах.

10.
Блоки дромоса.

Вид рустованных блоков как бы акцентирует внимание не на самих блоках, а на качестве стыков между ними - очевидно, этому придавалось особое значение:

11.
Высокое качество кладки, обеспеченное превосходной обработкой блоков.

Бытует мнение, что выход из кургана ориентирован на акрополь Пантикапея, расположенного на горе Митридат. Склеп и дромос перекрывала насыпь, состоявшая из нескольких слоев глины с водорослями и бутовыми камнями. Такая структура насыпи предохраняла её от размывания атмосферными осадками.

Считается, что курган был полностью ограблен ещё в древности. Исследователи обнаружили только остатки деревянного саркофага. Но уровень строительного мастерства даёт основания полагать, что эта гробница предназначалась для одного из боспорских царей, скорее всего Левкону I (389 - 349 гг. до Р.Х.), при котором Боспор достиг большого могущества и экономического расцвета.

В первые века существовал ход от свода дромоса в камеру, где первые христиане устроили место для молений. От этого времени сохранились кресты и рисунки. Позже лаз был засыпан и забыт.

12.
Рисунки на плитах дромоса.

13.
Прорисовка рисунков дромоса.

К сожалению, в настоящее время рисунков там более чем достаточно, причём современное варварство соседствует, а кое-где и накладывается на символику "ранних христиан", что лишает посетителей возможности "отделить зёрна от плевел".

Ориентация Царского кургана

Об ориентации оси склепа, как правило, пишут уклончиво - она не типичная для курганов, расположенных к западу от Боспора, которые преимущественно ориентированы на восток, что, как считают археологи с историками, даёт основание предполагать созерцание покойником из погребальной камеры пейзажей и видов на Боспор.

Первое впечатление относительно Царского кургана: его ориентация выбрана случайным образом, и "смотрит" он приблизительно на юго-запад:

14.
Царский курган - вид из космоса.

Как было сказано выше, считается, что из камеры Царского кургана виден акрополь Пантикапея, и именно на него ориентирован склеп:

15.
Храм Аполлона на акрополе Пантикапея. Реконструкция В.П. Толстикова.

Однако, ещё раз обратим внимание на схему продольного устройства склепа:

16.
Схема продольного устройства погребения Царского кургана.

Из неё следует, что строительство было начато с погребальной камеры, после её завершения архитектор по неизвестной причине изменил направленность оси склепа, повернув его на 3°6' по часовой стрелке, что соответствует повороту примерно на 6 солнечных диаметров. Величина коррекции позволяет исключить версию с ориентацией кургана на акрополь Пантикапея, т.к. направление на него можно выставить с высокой точностью в любой день, когда видимость составляет 5-6 км. Таких дней в Крыму около 300, что даёт возможность точно определить направление оси кургана ещё до начала его сооружения. Можно предположить, что курган начинал строить один архитектор, а заканчивал другой. Оба они, очевидно, придерживались разных представлений об ориентации склепа. Вполне возможно, что по какой-то причине была допущена ошибка. Не исключены также методологическая и календарная неточности. Курган могли ориентировать по образу и подобию какого-нибудь известного сооружения, считавшимся эталонным, а также приурочить ориентацию к разным, но близким событиям, а именно - либо к рождеству бога Митры (25 декабря), либо - к наблюдаемому заходу солнца в день зимнего солнцестояния. Осталось выяснить, куда в действительности ориентирован Царский курган.

Современные представления о курганных культурах и циркумпонтийской курганной культуры в частности сходятся на том, что курган служил своеобразным инструментом достижения потустороннего мира - царства богов или небесного царства. Поэтому курган должен быть встроен в Космос и быть его частью, из чего следует, что курган должен соответствовать определённым космологическим требованиям. Нам они из исторических источников доподлинно не известны, но из общих соображений можно предположить, что курган каким-то образом был связан с небом или солнцем, являющимся основным "действующим лицом" на небе. Свидетельством поклонению богу солнца служит храм Аполлона на горе Митридат (см. илл. 15), а также базилики Херсонеса Таврического, расположенного на западе Крыма.

Взяв на вооружение солярную гипотезу, попробуем определить ориентацию Царского кургана. Направление его оси на юго-запад свидетельствует о том, что курган, очевидно, обращён на закат солнца в период зимнего солнцестояния.

С помощью программы RedShift определим истинный азимут (без учёта рельефа местности) заходящего на горизонте солнца в день зимнего солнцестояния:

17.
Истинный азимут заходящего солнца в день зимнего солнцестояния, наблюдаемый из склепа Царского кургана.

Разница между положениями солнца на закате в день зимнего солнцестояния (21 декабря) и в день рождества Митры (25 декабря) ныне весьма незначительна (четверть солнечного диска):

18.
Положение солнца на закате в день зимнего солнцестояния (21 декабря).

19.
Положение солнца на закате в день рождества Митры (25 декабря).

Поэтому эту разницу мы учитывать не будем. Отдельно отметим, что на илл. 18,19 элевация солнца над горизонтом равна примерно 1°. Об этом будет сказано чуть позже. Календарная неточность может быть обусловлена неточностью календаря, которую можно видеть на примере различия григорианского и юлианского календарей. Григорианский календарь соответствует наблюдаемым астрономическим событиям, а юлианский, по которому живёт РПЦ, - нет. Разница достигла внушительных размеров и продолжает увеличиваться. Собственно, в этом и заключается расхождение дат празднования христианских праздников в РПЦ и католической церкви. Аналогичная история могла случиться и при сооружении Царского кургана: сначала рождество Митры определили по одному календарю, а затем скорректировали по другому, считавшемуся более правильным.

Итак, истинный азимут заходящего солнца равен примерно 235°. Сравним истинный азимут заходящего солнца в день зимнего солнцестояния с осью погребального сооружения Царского кургана:

20.
Сравнение "истинного" азимута заходящего солнца в день зимнего солнцестояния с осью склепа Царского кургана.

С учётом того, что реальный азимут меньше "истинного", а также возможных погрешностей, выходит, что Царский курган города Керчи, вероятнее всего, ориентирован на закат солнца в день зимнего солнцестояния.

Уточнение ориентации Царского кургана г.Керчи

В ходе посещения кургана в 2013 году нами была проведена более тщательная азимутальная привязка Царского кургана. Снимок, приведённый ниже, сделан из центра прохода в погребальную камеру:

21.

Эквивалентное фокусное расстояние - 325 мм, угол зрения 6,3°.

Штатив, стоящий в кадре, находится точно на оси дромоса. Проведём вертикаль (ориентиры - здания и мачты освещения):

22.

Далее перенесём ось на карту:

23.

Азимут оси дромоса - 230°. Как видим, гора Митридат не была ориентиром для строителей кургана - её даже не видно из погребальной камеры. Чтобы не было сомнений - снимок с вершины кургана:

24.

Расхожая версия об ориентации Царского кургана на г.Митридат (Пантикапей) отпадает как несостоятельная и противоречащая очевидному положению вещей.

Из илл. 24 можно сделать вывод, что элевация луча, исходящего из склепа и упирающегося в холмистую местность на горизонте, соответствует элевации луча зрения на гору Митридат, она равна 1°. Поэтому и солнце заходило за горизонт, элевация которого составляла ту же величину - 1° (см. илл. 18,19). Таким образом, мы получили несколько значений:

Азимут оси дромоса - 230°.

Изначальная ось склепа
(230°-3.1°) - 226.9°.

Азимут заходящего солнца в день зимнего солнцестояния - 234.18°.


Полученные данные позволяют восстановить примерную последовательность событий:

1. Начало постройки склепа. Его надо было сориентировать по азимуту 234.18°, но солнце, затянутое облаками, не позволило этого сделать, поэтому ориентацию оси склепа выбрали наугад, примерно зная, где заходит солнце.

2. Через год погодные условия были лучше, благодаря чему ось последующей постройки - дромоса - подкорректировали на 3.1°. На более точную коррекцию у строителей, видимо, не хватило смелости - халтура стала бы заметна заказчику. На этом и остановились. Тем более для "тестирования" сданного объекта нужно ждать хорошо различимый закат солнца в день зимнего солнцестояния, что случается довольно редко.


Выводы

1. Изначальный замысел постройки "Царского кургана" подразумевал его ориентацию на закат в день зимнего солнцестояния - по образу и подобию сакральных базилик Херсонеса Таврического.

2. Строители оказались неопытными для осуществления точной ориентации, чему явное свидетельство - изгиб оси погребения с целью исправить первоначальную ошибку.

3. Из предыдущего пункта следует, что заказчик не ставил целью сориентировать курган на сакральный объект, тем более таковых, представляющих большую значимость, по азимуту 230° в Крыму нет.



Андрей Кудрявец
2 октября 2012г - сентябрь 2013г



════════════════════════





Хостинг от uCoz