Базилики Херсонеса Таврического



БАЗИЛИКИ ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО

По результатам экспедиции в Херсонес Таврический 30 апреля 2013 года.

Херсонес Таврический оказался богатым на культовые сооружения, представленные в основном однонефными базиликами. Но в них можно заметить определённые отличия. Суммировав их, произвели условную классификацию базилик Херсонеса:

1. Сакральные. Построены по всем правилам с тщательно выверенной ориентацией. Поэтому вынесены за пределы городской планировки и стоят особняком.

2. Гражданские. Очевидно, это были весьма красивые и популярные у населения храмы. Вписаны в городской ландшафт, что исключало возможность их точной ориентации.

3. Частные. Таковых оказалось достаточно много - они примыкают к жилым строениям, поэтому точная их ориентация была невозможна. Но есть исключения - см. ниже.

План расположения основных базилик Херсонеса Таврического:


1,2 - "сакральные" базилики; 3,Б - "гражданские".

Примеры "частных" базилик Херсонеса:


"Частная" базилика, выделенная зелёным цветом, ориентирована в соответствии с "сакральной" базиликой №1, идя наперекор геометрии квартала.

Ориентация базилики №1

Базилика №1, пожалуй, самая знаменитая из всех:


На фасаде базилики размещена информационная табличка:


Её авторы считают храм христианским, основываясь на нескольких крестах на капителях:


Когда они там появились - неизвестно, но мы знаем, что изображение креста отнюдь не является признаком христианства. Проверим, насколько апсида точно смотрит на восток:


Красная стрелка - ось храма; розовая указывает на закат солнца в день зимнего солнцестояния (ЗЗС). Как видим, азимут обоих направлений совпадает с точностью до погрешности измерения. Таким образом, храм ориентирован на закат солнца в день рождения Митры.

Строителям храма ничто не мешало ориентировать его строго по оси восток-запад, но такой потребности у них не было.

Ориентация базилики №2

Базилика №2 также не связана с городской планировкой и расположена на отдалении от жилых строений:


Её ориентация практически совпадает с азимутом захода солнца в день зимнего солнцестояния.

Во многих базиликах сохранились постаменты из-под статуй Аполлона (=Хора, от которого "Херсонес" ):


В чём смысл полукруглой апсиды? По сути, она выполняла функцию солнечных часов. Статуя, стоящая в фокусе апсиды, оставляла на её внутренней поверхности тень от лучей заходящего солнца, проникавших в базилику через вход. Отклонение тени от центральной метки свидетельствовало об удалённости календарной даты от центрального события в году - празднования Рождества Митры (=Аполлона).

Понятно, что для правильного вычисления праздничной даты использовались наиболее точные "сакральные" базилики. Остальные ориентировались "на глазок", т.к. изначально не предназначались для календарных вычислений.

Обращаем внимание: все апсиды древних базилик глухие! Окна в апсидах появились позже, когда астрономическое назначение храмов целиком было вытеснено культовым, после чего последовала утрата и подмена смыслов, а статуи, дававшие солнечную тень, заменены алтарями с иконописными изображениями богов и святых. Вроде бы, смысл алтаря тот же, но после такой замены вся конструкция здания теряет функциональное назначение. Для чего нужна апсида - никто не помнит. Пространство за алтарём оказалось во мраке и непригодным для использования. Чтобы как-то его задействовать пришлось прорубать окна в апсидах...

Ориентация базилики №3

Базилика №3 расположена напротив входа Владимирского собора, построенного в 19 веке:


Ориентация базилики заметно отличается от предыдущих - её ось отстоит от азимута заката в зимнее солнцестояние на 7,5°. На плане меньшего масштаба становится понятна причина большого отклонения - ось храма (красная стрелка) параллельна оси центральной улицы города:


Храм гармонично вписан в планировку основной улицы (длиной порядка 1 км), а его точная ориентация испортила бы геометрию городского ландшафта. Очевидно, заказчик этого храма преследовал иные цели и не предполагал использовать его в качестве астрономического инструмента. Для этого были приспособлены "сакральные" храмы, где несли службу образованные клирики.

(Примечание. Ориентация Владимирского собора для нас - загадка. Если вход смотрит на юго-восток, то куда смотрит алтарь?.. С другой стороны, его нефы образуют крестообразный план, и понять, где расположен у него алтарь, с этого ракурса невозможно. С исторической точки зрения Владимирский собор большого интереса, не представляет - он построен в XIX веке, поэтому внутрь не заходили).)

Ориентация базилики "Б"

Базилика "Б" примыкает к баптистерию Херсонеса. Баптистерий - круглая беседка, в центре которой находится неглубокая купель:


Храм не похож на остальные - это сильно вытянутое сооружение, культовое назначение которого выдаёт лишь полукруглая апсида. Видимо, он играл основную роль в обряде крещения и не был приспособлен для астрономических наблюдений:


Отклонение азимута храма от заката в зимнее солнцестояние довольно небольшое - 5,5°, однако хорошо видно, что базилика встроена в жилой квартал города и точно следует его планировке.

История Херсонеса насчитывает порядка 2000 лет, за которые было сооружено множество храмов и культовых построек. Некоторые из них несут следы эллинистического периода, мирно уживающиеся с якобы христианской символикой - крестами. Существует поверье, что апостол Андрей начал проповедовать христианскую веру именно с Херсонеса Таврического, хотя его жители испокон веков придерживались культа Аполлона, то есть солярного культа, что хорошо видно при анализе базилик в данной работе.

В заключение отметим, что расхожее ныне мнение, в академических кругах в том числе, об ориентации христианских храмов на восток является ошибочным. Они ориентированы в прямо противоположную сторону, поскольку изначальное предназначение храма имело чисто астрономический функционал: храмы служили своеобразными астрономическими обсерваториями.

Ссылки по теме:
[www.chersonesos.org]
[d-stroz.livejournal.com]
[d-stroz.livejournal.com]
[ancientrome.ru]


Андрей Кудрявец
15 мая 2013г



════════════════════════