Символическое значение египетских царских корон дешрет и хеджет
Символическое значение египетских царских корон дешрет и хеджет
Один из постулатов египтологии гласит, что короны дешрет и хеджет символизируют, соответственно, Нижний Египет и Верхний. Также предполагается, что в Додинастическую эпоху упомянутые царства существовали в долине Нила отдельно друг от друга, но первые фараоны объединили их в одно, положив начало истории Древнего Египта:
Карта деления Древнего Египта на Верхний и Нижний.
Соединили и короны, получив одну на оба царства:
Птолемей VIII в короне пшент (объединённого царства).
Казалось бы, всё просто и понятно, но известные факты рушат эту красивую легенду. Так, хорошо известны статуи основателя Среднего царства Ментухотепа II, на которых он изображён только в одной короне Нижнего царства - дешрет:
Сразу возникает вопрос: означает ли это, что Ментухотеп II правил только Нижним Египтом, а страна вновь разделилась на два царства? Ведь не может быть так, что фараон забыл про свои владения, не отразив их на своей короне? Обычно правители поступали ровно наоборот - приписывали себе лишнее.
На следующем изображении ситуация меняется на противоположную:
Рельеф из заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри. Ритуальная казнь пленника фараоном.
На голове Ментухотепа II теперь корона Верхнего Египта - хеджет, - а про корону Нижнего он, выходит, "забыл". Странная забывчивость Ментухотепа II объясняется, скорей всего, тем, что символизм корон дешрет и хеджет иной, нежели принято в академической среде.
Приведём ещё характерные примеры из разных эпох Древнего Египта:
Следует отметить, что чаще всего фараоны в короне хеджет встречаются в период Древнего царства.
Скульптуры фараона Хуфу в двух разных коронах: дешрет (слева) и хеджет (справа).
Фараон Пиопи I.
Фараон Менкаура.
В III династии даже был фараон с именем Кахеджет - "образ [короны] хеджет":
Фараон Кахеджет (слева).
Правление фараона Нармера относится к Додинастическому периоду (нулевая династия). Палетка с его изображением была обнаружена при раскопках Иераконполя, т.е. на самом юге Древнего Египта, и на ней Нармер предстаёт в двух разных коронах:
Данное обстоятельство побудило некоторых египтологов объявить Нармера царём-объединителем двух царств - их не смущало отсутствие у него двойной короны пшент.
Это далеко не все примеры явной путаницы с коронами, когда фараон объединённого царства носит корону одного из них, "забывая" про другое. Попробуем разобраться, в чём тут дело. Начнём с наиболее простой и понятной красной короны дешрет:
Красная корона дешрет, украшенная завитком.
Первое, что она напоминает - кресло или трон. У людей Древности абстрактное мышление было развито плохо, следовательно они ничего не выдумывали, а изображали то, что видели своими глазами. Если предмет похож на трон со спинкой, то это и есть оный трон. Корона, изображающая престол, позволяет однозначно идентифицировать его обладателя, т.е. верховного правителя.
Трон правителя и сегодня остаётся непременным атрибутом любого вождя африканского племени:
Корона в виде трона - простейшее решение для идентификации: если встречается человек с троном - под ним или на голове, - то это несомненно вождь.
Красный цвет короны обусловлен тем обстоятельством, что в Африке почва нередко имеет яркий кирпично-красный оттенок:
Трон обладает тем же цветом, что и земля, которым владело племя во главе с вождём. Но как быть с тем, что в Египте грунт - это жёлтый песок, а не красная почва? Дело в том, что в доисторические времена долину Нила заселили выходцы из его верховьев, а точнее с берегов озера Виктория - они спустились по течению, принеся с собой символику и родоплеменные культы.
Таким образом, красная корона дешрет - это символ власти правителя, распространяющейся на определённую территорию безотносительно к месту её нахождения: в верхнем течении реки или в нижнем. Отсюда следует, что белая корона хеджет символизирует не Верхний Египет, а нечто другое, тем более, как мы уже понимаем, обе короны происходят из одного места - верховьев Нила.
Белая корона хеджет не менее древняя, нежели дешрет, и её происхождение также теряется в глубинах тысячелетий:
Белая корона хеджет. Слово "хедж" на др.-египетском означает "белый".
Имеет смысл привести самое древнее изображение фараона из известных:
Фараон в короне хеджет опирается на скипетр (посох) аут, а за ним следует прислужник с опахалом.
Форма короны хеджет может привести в замешательство, т.к. она не напоминает ничего такого, что окружает человека в быту. Но не будем, однако, забывать, что корона появилась в Африке, следовательно она должна отражать быт африканцев, а не европейцев. Это соображение практически сразу приводит к ответу: корона хеджет изготовлена из плода тыквы рода Лагенария:
Плод тыквы лагенарии.
Лагенария наиболее распространена в тропических зонах, в том числе в Африке. Её также называют посудной или бутылочной, что обусловлено её замечательными свойствами: из лагенарии и сейчас делают удобную посуду, различные сосуды - так называемые калебасы, - сувениры и даже музыкальные инструменты.
Изготовить из лагенарии корону хеджет не составляет никакого труда, тем более жителям тропической Африки, тысячелетиями использующими тыкву для хозяйственных нужд. Таким образом, как и в случае с красной короной дешрет, древние предки египтян ничего не выдумывали, а воспользовались хорошо знакомым для них предметом.
Но с какой целью африканские правители стали носить на голове "бутылки"? Для ответа на этот вопрос необходимо указать на важное обстоятельство: корона хеджет - обязательный головной убор бога Осириса, см. сцену из погребальной камеры Аменхотепа II:
На приведённой фреске Осирис даёт покойному фараону вдохнуть жизнь, причём сюжет читается буквально. Осирис - бог возрождения, дающий вечную жизнь усопшим и продлевающий её живым. Связь между Осирисом и короной хеджет в том, что Осирис - это мумия, представляющая собой кокон с телом мертвеца внутри. В этом и заключается смысл древнеегипетского "возрождения", подсмотренного в природе, когда из кокона с замурованной "куколкой-мертвецом" рождается имаго:
Именно наблюдения фауны надоумили древних египтян и их предков заниматься мумификацией умерших, изготавливая для них своеобразные коконы.
По сути, корона Осириса хеджет служит продолжением его "кокона" - это верхняя часть, - поэтому символизм хеджет читается следующим образом: это то, из чего появляется жизнь. Однако форма и цвет короны позволяет увидеть в ней и другую коннотацию: хеджет напоминает яйцо, отношение египтян к которому нашло отражение в мифологии. Так, согласно гермопольской космогонии, цитата: "Боги Великой Восьмерки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa" (И.В.Рак, "Египетская мифология").
На самом деле, с феноменологической точки зрения, разницы между яйцом и коконом нет - отличие только в свойствах: кокон соткан из нитей, а яйцо имеет цельную прочную оболочку. Поэтому не случайно, что в "Книге мёртвых" усопший именовался "космическим яйцом", яйцом назывался и гроб мумии, "в котором ждут входа в потусторонний мир" (Манфред Луркер, "Египетский символизм").
Из вышесказанного следует вывод, что архаичная символика короны хеджет указывала на того, кто давал жизнь. Им, безусловно, был вождь племени - он считался отцом всех своих соплеменников. Не в биологическом смысле, а скорее в религиозном, поскольку вряд ли люди глубокой древности понимали связь между соитием и рождением ребёнка.
В историческую эпоху Древнего Египта символизм короны хеджет приобрёл также эсхатологическую коннотацию: фараон давал своим подданным не только мирскую жизнь, но и вечную посмертную в царстве богов, демонстрируя таким образом сотерическую ипостась.
Корона хеджет имела более роскошный вариант - с двумя страусовыми перьями - и называлась атеф:
Бог Осирис в короне атеф.
Её символическое значение аналогично короне хеджет.
Выводы
1. Красная древнеегипетская корона дешрет указывает на правителя территориями, которыми он обладает. В общем случае это правитель всего древнеегипетского царства.
2. Белая корона хеджет - это символ повелителя жизни. Он дарит её своим подданным и отнимает у врагов (см. выше рельеф из храма Ментухотепа II). В современной терминологии корона хеджет - символ "отца нации".
3. Двойная корона пшент объединяет как сами короны, так и их символизм.
_________________________________________________________________________________________
Дополнение
Очевидно, фракийский (фригийский) колпак восходит к форме древнеегипетской короны хеджет и с этой точки зрения он относится к вотивным атрибутам.
Андрей Кудрявец17 декабря 2015г