Символическое значение египетских царских корон дешрет и хеджет


Символическое значение египетских царских корон дешрет и хеджет



Один из постулатов египтологии гласит, что короны дешрет и хеджет символизируют, соответственно, Нижний Египет и Верхний. Также предполагается, что в Додинастическую эпоху упомянутые царства существовали в долине Нила отдельно друг от друга, но первые фараоны объединили их в одно, положив начало истории Древнего Египта:


Карта деления Древнего Египта на Верхний и Нижний.

Соединили и короны, получив одну на оба царства:


Птолемей VIII в короне пшент (объединённого царства).

Казалось бы, всё просто и понятно, но известные факты рушат эту красивую легенду. Так, хорошо известны статуи основателя Среднего царства Ментухотепа II, на которых он изображён только в одной короне Нижнего царства - дешрет:


Сразу возникает вопрос: означает ли это, что Ментухотеп II правил только Нижним Египтом, а страна вновь разделилась на два царства? Ведь не может быть так, что фараон забыл про свои владения, не отразив их на своей короне? Обычно правители поступали ровно наоборот - приписывали себе лишнее.

На следующем изображении ситуация меняется на противоположную:


Рельеф из заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри. Ритуальная казнь пленника фараоном.

На голове Ментухотепа II теперь корона Верхнего Египта - хеджет, - а про корону Нижнего он, выходит, "забыл". Странная забывчивость Ментухотепа II объясняется, скорей всего, тем, что символизм корон дешрет и хеджет иной, нежели принято в академической среде.

Приведём ещё характерные примеры из разных эпох Древнего Египта:


Фараон Рамзес III в трёх разных коронах, слева-направо: в короне Нижнего Египта дешрет, объединённого царства пшент и Верхнего Египта - хеджет.


Тутмос III в короне хеджет.


Фараон Снофру.

Следует отметить, что чаще всего фараоны в короне хеджет встречаются в период Древнего царства.


Скульптуры фараона Хуфу в двух разных коронах: дешрет (слева) и хеджет (справа).


Фараон Пиопи I.


Фараон Менкаура.

В III династии даже был фараон с именем Кахеджет - "образ [короны] хеджет":


Фараон Кахеджет (слева).


Правление фараона Нармера относится к Додинастическому периоду (нулевая династия). Палетка с его изображением была обнаружена при раскопках Иераконполя, т.е. на самом юге Древнего Египта, и на ней Нармер предстаёт в двух разных коронах:



Данное обстоятельство побудило некоторых египтологов объявить Нармера царём-объединителем двух царств - их не смущало отсутствие у него двойной короны пшент.

Это далеко не все примеры явной путаницы с коронами, когда фараон объединённого царства носит корону одного из них, "забывая" про другое. Попробуем разобраться, в чём тут дело. Начнём с наиболее простой и понятной красной короны дешрет:


Красная корона дешрет, украшенная завитком.

Первое, что она напоминает - кресло или трон. У людей Древности абстрактное мышление было развито плохо, следовательно они ничего не выдумывали, а изображали то, что видели своими глазами. Если предмет похож на трон со спинкой, то это и есть оный трон. Корона, изображающая престол, позволяет однозначно идентифицировать его обладателя, т.е. верховного правителя.

Трон правителя и сегодня остаётся непременным атрибутом любого вождя африканского племени:


Конго. Ньими Кок Мабинтш III, король Куба.

Корона в виде трона - простейшее решение для идентификации: если встречается человек с троном - под ним или на голове, - то это несомненно вождь.

Красный цвет короны обусловлен тем обстоятельством, что в Африке почва нередко имеет яркий кирпично-красный оттенок:


Уганда.


Кения.

Трон обладает тем же цветом, что и земля, которым владело племя во главе с вождём. Но как быть с тем, что в Египте грунт - это жёлтый песок, а не красная почва? Дело в том, что в доисторические времена долину Нила заселили выходцы из его верховьев, а точнее с берегов озера Виктория - они спустились по течению, принеся с собой символику и родоплеменные культы.

Таким образом, красная корона дешрет - это символ власти правителя, распространяющейся на определённую территорию безотносительно к месту её нахождения: в верхнем течении реки или в нижнем. Отсюда следует, что белая корона хеджет символизирует не Верхний Египет, а нечто другое, тем более, как мы уже понимаем, обе короны происходят из одного места - верховьев Нила.

Белая корона хеджет не менее древняя, нежели дешрет, и её происхождение также теряется в глубинах тысячелетий:


Белая корона хеджет. Слово "хедж" на др.-египетском означает "белый".

Имеет смысл привести самое древнее изображение фараона из известных:


Изображение, нанесённое на скалу в Наг эль-Хамдулабе (на западном берегу Нила к северу от Асуана).

Увеличенный фрагмент:


Фараон в короне хеджет опирается на скипетр (посох) аут, а за ним следует прислужник с опахалом.

Форма короны хеджет может привести в замешательство, т.к. она не напоминает ничего такого, что окружает человека в быту. Но не будем, однако, забывать, что корона появилась в Африке, следовательно она должна отражать быт африканцев, а не европейцев. Это соображение практически сразу приводит к ответу: корона хеджет изготовлена из плода тыквы рода Лагенария:


Плод тыквы лагенарии.

Лагенария наиболее распространена в тропических зонах, в том числе в Африке. Её также называют посудной или бутылочной, что обусловлено её замечательными свойствами: из лагенарии и сейчас делают удобную посуду, различные сосуды - так называемые калебасы, - сувениры и даже музыкальные инструменты.


Современные сувенирные калебасы из лагенарии.

Изготовить из лагенарии корону хеджет не составляет никакого труда, тем более жителям тропической Африки, тысячелетиями использующими тыкву для хозяйственных нужд. Таким образом, как и в случае с красной короной дешрет, древние предки египтян ничего не выдумывали, а воспользовались хорошо знакомым для них предметом.

Но с какой целью африканские правители стали носить на голове "бутылки"? Для ответа на этот вопрос необходимо указать на важное обстоятельство: корона хеджет - обязательный головной убор бога Осириса, см. сцену из погребальной камеры Аменхотепа II:


На приведённой фреске Осирис даёт покойному фараону вдохнуть жизнь, причём сюжет читается буквально. Осирис - бог возрождения, дающий вечную жизнь усопшим и продлевающий её живым. Связь между Осирисом и короной хеджет в том, что Осирис - это мумия, представляющая собой кокон с телом мертвеца внутри. В этом и заключается смысл древнеегипетского "возрождения", подсмотренного в природе, когда из кокона с замурованной "куколкой-мертвецом" рождается имаго:


Именно наблюдения фауны надоумили древних египтян и их предков заниматься мумификацией умерших, изготавливая для них своеобразные коконы.

По сути, корона Осириса хеджет служит продолжением его "кокона" - это верхняя часть, - поэтому символизм хеджет читается следующим образом: это то, из чего появляется жизнь. Однако форма и цвет короны позволяет увидеть в ней и другую коннотацию: хеджет напоминает яйцо, отношение египтян к которому нашло отражение в мифологии. Так, согласно гермопольской космогонии, цитата: "Боги Великой Восьмерки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa" (И.В.Рак, "Египетская мифология").

На самом деле, с феноменологической точки зрения, разницы между яйцом и коконом нет - отличие только в свойствах: кокон соткан из нитей, а яйцо имеет цельную прочную оболочку. Поэтому не случайно, что в "Книге мёртвых" усопший именовался "космическим яйцом", яйцом назывался и гроб мумии, "в котором ждут входа в потусторонний мир" (Манфред Луркер, "Египетский символизм").

Из вышесказанного следует вывод, что архаичная символика короны хеджет указывала на того, кто давал жизнь. Им, безусловно, был вождь племени - он считался отцом всех своих соплеменников. Не в биологическом смысле, а скорее в религиозном, поскольку вряд ли люди глубокой древности понимали связь между соитием и рождением ребёнка.

В историческую эпоху Древнего Египта символизм короны хеджет приобрёл также эсхатологическую коннотацию: фараон давал своим подданным не только мирскую жизнь, но и вечную посмертную в царстве богов, демонстрируя таким образом сотерическую ипостась.

Корона хеджет имела более роскошный вариант - с двумя страусовыми перьями - и называлась атеф:


Бог Осирис в короне атеф.

Её символическое значение аналогично короне хеджет.

Выводы

1. Красная древнеегипетская корона дешрет указывает на правителя территориями, которыми он обладает. В общем случае это правитель всего древнеегипетского царства.
2. Белая корона хеджет - это символ повелителя жизни. Он дарит её своим подданным и отнимает у врагов (см. выше рельеф из храма Ментухотепа II). В современной терминологии корона хеджет - символ "отца нации".
3. Двойная корона пшент объединяет как сами короны, так и их символизм.


_________________________________________________________________________________________

Дополнение

Очевидно, фракийский (фригийский) колпак восходит к форме древнеегипетской короны хеджет и с этой точки зрения он относится к вотивным атрибутам.




Андрей Кудрявец
17 декабря 2015г


════════════════════════



Хостинг от uCoz