Загадочные эпиклесы правителей Руси


Загадочные эпиклесы правителей Руси




Рассмотрим прозвища следующих князей и царей Руси:

1. Владимир Красное Солнышко (Владимир I Святославич) - великий князь киевский.

2. Юрий Долгорукий - великий князь киевский.

3. Иван I Данилович Калита (1325-1340) - князь московский.

4. Симеон Иванович Гордый (1340-1353) - князь московский.

5. Иван II Иванович Красный (1353-1359) - князь московский.

6. Иван III Васильевич Горбатый, Грозный (1462-1505) - великий князь всея Руси.

7. Иван IV Васильевич Грозный (1547-1584) - государь, царь и великий князь всея Руси.

К вышеперечисленным историческим деятелям добавлю фольклорного Царя-Гороха, поскольку Горох - не насмешливое прозвище, а эпиклеса (сакральное имя, эпитет).

Первый в списке - Владимир Красное Солнышко. Его прозвище - Красное Солнышко - кажется заимствованным из языческого прошлого. В действительности так оно и есть, но чтобы удостовериться в этом, надо выяснить этимоголию слова красный, неизвестную академическим лингвистам. У слова красный есть ближайший родственник - красивый, оба восходят к имени солярного бога Хора в варианте Хорус. При переходе Х<=>К получается Корус, к которому добавляются разные варианты окончаний: краса, красивый, красный. С использованием этимона Хорус получится Владимир Хорус Солнышко, но Хорус - это и есть солнце:


Получилась тавтология - масло масляное, - но это лишний раз подчёркивает правильность этимологии. Со временем слова изменяются, но традиция живёт дольше: забыли о происхождении слова красный и для большей убедительности имя снабдили ещё одним эпитетом - солнышко. Только следует отметить, что именем солярного бога Хора именовали древнеегипетских фараонов, к которым восходит упомянутая традиция.

Вторым идёт Юрий Долгорукий. Представляется человек с необыкновенно длинными, загребущими ручищами. Но это ошибочное представление, и здесь лингвисты оказались на высоте, хотя и не до конца разобрали эпитет Долгорукий. Они пишут: "Долгорукий (др.-рус. Гюрьги, Дюрьги). Гюрьги - имя, восходящее к имени бога Хора (Гора), от него же происходит имя Юрий". Т.е. Юрий Долгорукий - такая же тавтология, как и в предыдущем случае. Скорей всего, исходным именем было Дый Гюрьги (= "бог Гор"), которое трансформировалось в более понятное для славян Долгорукий.

Сразу можно отметить, что таинственные эпиклесы не блещут разнообразием - они все указывают на одну и ту же традицию. Так, в прозвище Ивана I снова угадывается имя бога Хора: Хор => КЛ(та) (при переходе Х=>К и Р=>Л). А то, что про него пишут - "калита — небольшая поясная денежная сумка, от тюркского "калта" - карман", - не более, чем домысел. Похожим образом произошло слово король, которое намного упрощало титулатуру правителей, избавляя от необходимости мудрить с производными имени Хора. Но тавтологий, тем не менее, избежать не удалось: "король Карл", "король Гарольд". Правители Руси пошли по тому же пути, взяв на вооружение титул царь, этимология которого, при замене Х=>С=>Ц, восходит к имени бога Хора.

У князя Симеона Ивановича эпиклеса прекрасна тем, что её не надо расшифровывать, ибо говорит сама за себя: Гордый = Гор + Дый ("Гор бог"). Простая и понятная. Но только не для лингвистов, затрудняющихся почему-то с происхождением слова гордый.

Иван III Васильевич имел сразу два, казалось бы, странных прозвища: Горбатый и Грозный. Как нетрудно догадаться, оба происходят от имени Гор: Гор + батя = Горбатый, Горус => Грозный.

Таким образом, мы выяснили происхождение всех "загадочных" эпиклес, и в этом контексте фольклорное Царь-Горох представляется вполне уместным и не зазорным для любого русского монарха. Важно отметить, что все перечисленные правители относятся к династии Рюриковичей - потомкам мифического Рюрика. Мифического - потому что имя Рюрик означает "сокол":

Рарог, Рарашек (чеш. и словац.), Рариг (укр.), в славянской мифологии огненный дух, связанный с Культом очага. Согласно чешским поверьям, Рариг может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарига представляли в образе птицы (обычно хищной - ср. чеш. raroh, «сокол») или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также а виде огненного вихря. По-видимому, образ Рариг как огневого духа (ранее, возможно, и божества) был общеславянским.

Автор последней цитаты намудрил по неведению, ибо совершенно очевидно, что огненная птица в виде сокола - это бог Хор (см. иллюстрацию), от имени которого происходят рассмотренные эпитеты правителей Руси, ведущих свою родословную от древнеегипетского бога солнца.





17 июля 2015г


════════════════════════



Хостинг от uCoz