Палетка Нармера



Палетка Нармера



Сама палетка (кликабельно):

Narmer_Palette.jpg


Палетка Нармера важна тем, что в среде египтологов считается свидетельством объединения двух царств, когда Верхний Египет якобы покорил Нижний.

Вот что о ней пишут:

Палетка Нармера — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила.

Рассмотрим её поближе, чтобы удостовериться в правоте учёных. Наверху аверса и реверса изображён серех - геральдический знак с видом дворца фараона, в этот знак обычно вписывается хорово имя, и в данном случае оно выглядит так:



Читается как Нар-мер, где Нар – "сом", мер – "свирепый".

Также вверху изображены головы с рогами:



Считается, что это — богиня Бат, которая позже стала Хатхор. В этом плане представляет интерес прообраз обоих. Голова с загнутыми во внутрь рогами явно позаимствована у африканского буйвола:



У Хатхор другие рога: сначала они как бы охватывают шар, а потом расходятся в стороны:



Поиски прообраза привели к африканской породе коров ватусси:



Теперь перейдём к реверсу (изображение слева), представляющему наибольший интерес:



В центре композиции расположен Нармер, в правой руке у него булава, которой он замахнулся, чтобы убить пленника, удерживаемого за волосы. Сзади фараона стоит слуга, держащий фараоновы сандалии. Всё говорит о сакральном ритуале, совершаемом фараоном без обуви. Отметим ещё то обстоятельство, что фараон надел белую корону, означающую обретение им статуса бога Осириса, который, согласно "Книге мёртвых", играет главную роль в центральном акте эсхатологических представлений египтян, т.е. вершит суд, носящий название "Суд Осириса". На этом суде следующим символом обозначалось присутствие судьбы подсудимого - Шаи (записано иероглифами):



Нетрудно догадаться, что голова Шаи — это голова подсудимого. То же самое мы видим на палетке Нармера перед фараоном:



Причём сама символика Шаи использует написание иероглифа M8 (по Гардинеру): , читается "ша".

А что же делает бог Хор, изображённый в виде сокола с крюком? Он рвёт ноздри Шаи, предопределяя таким образом незавидную участь пленника в загробном мире. Ведь, согласно представлениям египтян, через ноздри люди вдыхают жизнь. Именно этим объясняется уничтожение носов не только у древних статуй, но и у изображений людей — их таким образом лишали вечной жизни и возможности посещать земной мир в виде коварных духов.

Мы выяснили, что центральная тема реверса — это суд Осириса, который вершит фараон Нармер, убивая не только самого пленника, но и наказывая его посмертную судьбу, представленную в образе Шаи.

Возникает вопрос о провинности пленника. Ответ даёт надпись из двух иероглифов за его головой, обозначающих водоём, а также багор. Последний - это орудие рыболовов, используемое для поимки сомов. Но ведь имя "Нармер" и означает сома, из чего следует, что сом был тотемом фараона, поэтому за поимку сомов следовала смертная казнь.

В нижнем регистре изображены двое бегущих мужчин, со страхом оглядывающихся в сторону, откуда идёт фараон. Очевидно, что это — ловцы сомов, устрашённые приближением фараона, для которого сом — священное животное.

Далее рассмотрим верхний регистр аверса:



Слева мы видим фараона, за которым следует слуга, несущий царские сандалии. Это снова говорит о ритуале, совершаемом без обуви. Фараон идентифицирован своим именем (напротив лица) и теперь на нём красная корона дешрет, дающая статус земного правителя. Перед фараоном идёт сановник по имени Чет, далее четыре человека несут штандарты номов, на которые, судя по всему, и распространялась власть фараона. Вся процессия направляется к 10 обезглавленным телам. Для их идентификации резчик изобразил сверху большую лодку, над которой летит Хор, держащий в лапах багор. То есть очевидно, что в данной сцене отражена участь 10 рыбаков, находившихся в лодке и занимавшихся ловлей сомов. Присутствие непонятных символов рядом с лодкой в виде какой-то створки и птицы не мешает общему восприятию: аверс, как и реверс, иллюстрирует неотвратимость наказания за ловлю священных сомов в виде казни провинившихся.

В среднем регистре аверса две львицы с неестественно длинными шеями образуют круглое углубление для растирания красок. Необычный художественный приём, видимо, следует более раннему канону, но никакой смысловой нагрузки не несёт.

Нижний регистр снова посвящён карам, постигшим врагов фараона: он их попрал, приняв образ быка (этому служил непременный атрибут фараона – бычий хвост), а также разрушил стены их домов.

Вывод

Сделанный нами анализ палетки Нармера в корне противоречит надуманным утверждениям о якобы её свидетельстве в пользу захвата царём Верхнего Египта территории Нижнего. В действительности она всего лишь предупреждает о наказании за непочтительное отношение к сомам и в особенности за их ловлю баграми. Источником заблуждения служит неверная интерпретация корон египетского фараона хеджет и дешрет, а также ошибочное представление о Верхнем и Нижнем Египте.









Андрей Кудрявец
30 января 2020г.






════════════════════════











Хостинг от uCoz