Палетка Нармера — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила.
Рассмотрим её поближе, чтобы удостовериться в правоте учёных. Наверху аверса и реверса изображён серех - геральдический знак с видом дворца фараона, в этот знак обычно вписывается хорово имя, и в данном случае оно выглядит так:
Читается как Нар-мер, где Нар – "сом", мер – "свирепый".
Также вверху изображены головы с рогами:
Считается, что это — богиня Бат, которая позже стала Хатхор. В этом плане представляет интерес прообраз обоих. Голова с загнутыми во внутрь рогами явно позаимствована у африканского буйвола:
У Хатхор другие рога: сначала они как бы охватывают шар, а потом расходятся в стороны:
Поиски прообраза привели к африканской породе коров ватусси:
Теперь перейдём к реверсу (изображение слева), представляющему наибольший интерес:
В центре композиции расположен Нармер, в правой руке у него булава, которой он замахнулся, чтобы убить пленника, удерживаемого за волосы. Сзади фараона стоит слуга, держащий фараоновы сандалии. Всё говорит о сакральном ритуале, совершаемом фараоном без обуви. Отметим ещё то обстоятельство, что фараон надел белую корону, означающую обретение им статуса бога Осириса, который, согласно "Книге мёртвых", играет главную роль в центральном акте эсхатологических представлений египтян, т.е. вершит суд, носящий название "Суд Осириса". На этом суде следующим символом обозначалось присутствие судьбы подсудимого - Шаи (записано иероглифами):
Нетрудно догадаться, что голова Шаи — это голова подсудимого. То же самое мы видим на палетке Нармера перед фараоном:
Причём сама символика Шаи использует написание иероглифа M8 (по Гардинеру): , читается "ша".
А что же делает бог Хор, изображённый в виде сокола с крюком? Он рвёт ноздри Шаи, предопределяя таким образом незавидную участь пленника в загробном мире. Ведь, согласно представлениям египтян, через ноздри люди вдыхают жизнь. Именно этим объясняется уничтожение носов не только у древних статуй, но и у изображений людей — их таким образом лишали вечной жизни и возможности посещать земной мир в виде коварных духов.
Мы выяснили, что центральная тема реверса — это суд Осириса, который вершит фараон Нармер, убивая не только самого пленника, но и наказывая его посмертную судьбу, представленную в образе Шаи.
Возникает вопрос о провинности пленника. Ответ даёт надпись из двух иероглифов за его головой, обозначающих водоём, а также багор. Последний - это орудие рыболовов, используемое для поимки сомов. Но ведь имя "Нармер" и означает сома, из чего следует, что сом был тотемом фараона, поэтому за поимку сомов следовала смертная казнь.
В нижнем регистре изображены двое бегущих мужчин, со страхом оглядывающихся в сторону, откуда идёт фараон. Очевидно, что это — ловцы сомов, устрашённые приближением фараона, для которого сом — священное животное.
Далее рассмотрим верхний регистр аверса:
Слева мы видим фараона, за которым следует слуга, несущий царские сандалии. Это снова говорит о ритуале, совершаемом без обуви. Фараон идентифицирован своим именем (напротив лица) и теперь на нём красная корона дешрет, дающая статус земного правителя. Перед фараоном идёт сановник по имени Чет, далее четыре человека несут штандарты: первые два - штандарты бога Хора, подразумевавшие, очевидно, Хора небесного и Хора земного, в качестве которого выступал сам фараон; третий штандарт - Упуата, "первооткрывателя путей"; четвёртый - со знаком Хонсу с неясной семантикой. Вся процессия направляется к 10 обезглавленным телам. Для их идентификации резчик изобразил сверху большую лодку, над которой летит Хор, держащий в лапах багор. То есть очевидно, что в данной сцене триумфа отражена участь 10 рыбаков, находившихся в лодке и занимавшихся ловлей священных сомов. Присутствие неизвестных иероглифов рядом с лодкой в виде какой-то створки и птицы не мешает общему восприятию: аверс, как и реверс, иллюстрирует неотвратимость наказания за ловлю сомов в виде казни провинившихся.
В среднем регистре аверса две львицы с неестественно длинными шеями образуют круглое углубление для растирания красок. Необычный художественный приём, видимо, следует более раннему канону, но никакой смысловой нагрузки не несёт. В качестве примера такой традиции:
Позднедодинастическая палетка из Иераконполя. Источник.
Тела необычных животных с длинными шеями отличаются от тех, что на палетке Нармера. Это свидетельствует о вариации художественного приёма и не более того.
Нижний регистр снова посвящён карам, постигшим врагов фараона: он их попрал, приняв образ быка (этому служил непременный атрибут фараона – бычий хвост), а также разрушил стены их домов.
Выводы
1. Сделанный нами анализ палетки Нармера в корне противоречит надуманным утверждениям о якобы её свидетельстве в пользу захвата царём Верхнего Египта территории Нижнего. В действительности она всего лишь предупреждает о наказании за непочтительное отношение к священным сомам и в особенности за их ловлю баграми. По свидетельству Геродота, все животные Египта считались священными (История, II, 65).
2. Источником заблуждения служит неверная интерпретация корон египетского фараона хеджет и дешрет, а также ошибочное представление о Верхнем и Нижнем Египте.