Назначение пирамид.
Египетские пирамиды - одна из самых больших загадок человечества, ставящая в тупик не только простых обывателей, но и самых именитых египтологов. Десятилетия бесплодных поисков назначения пирамид вынудило научное сообщество смириться с поражением и согласиться с расхожей версией об усыпальницах фараонов, хотя ни в одной из пирамид не было найдено ни одного захоронения фараона, и даже запечатанные саркофаги, обнаруженные в некоторых пирамидах, оказались пустыми.
В 2006 году нами были предприняты первые эвристические попытки обосновать функциональность пирамиды в качестве богородицы. В пользу этой версии говорила форма пирамиды, устремлённая в небо, образуя подобие лестницы, египетское название - MR, - дающее возможность именовать пирамиду Марией, и ещё ряд некоторых деталей. Особенно следует отметить иконописный канон "Гора Нерукосечная", в котором Богоматерь ассоциируется с лестницей и пирамидоподобным зданием. Да и сам "титул" Богоматери - "Гора" - говорит о том, что выбранное направление поисков - верное.
Впоследствии удалось выявить устойчивую связь (см. Приложение 1) между Богородицей и двускатной крышей, позволившая интерпретировать её в качестве одного из богородичных символов. Напомним: богородичный символ "лестница" представлен на православном кресте в виде косой планки.
Двускатная крыша, хотя и напоминает пирамиду, тем не менее, точное происхождение этого символа осталось в академической науке невыясненным, но мы можем утверждать, что две косые планки образуют символ горы, что и определяет двускатную крышу в качестве богородичного символа.
Продолжая тему горы-богородицы, необходимо установить, каким образом гора вдруг стала кого-то рожать. Гора вполне логично вписывается в инструмент для связи с богами (лестница), а если гора вдруг становится действующим вулканом, то в общение Земли с Небом сможет уверовать даже атеист. Подобная сцена красочно описана в Ветхом Завете:
"16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом".
Сакральный аспект горы, таким образом, обеспечивается её высотой, позволяющей подниматься до самых небес, а вулканы и атмосферные явления (см. фото):
ещё более усугбляют его, хотя и не приближает к пониманию женского начала горы.
Но при более внимательном взгляде на горы в них обнаруживаются черты, которые можно легко интерпретировать как женские. Например, следующие пещеры:
Если попытаться проанализировать гору и её пещеры с точки зрения древнего человека, то можно прийти к выводу о том, что обитатели пещер производятся самой пещерой, чему способствует вид самой пещеры, напоминающей женский детородный орган. И здесь в самый раз обратиться к этнологам, для которых тема пещер и гор никаких сложностей не представляет (Л.П. Потапов. Элементы религиозных верований в древнертюркских генеалогических легендах. Советская этнография, 1991, №5, стр. 79-86):
"Пещера…Чрево земли…У аборигенов современной Хакасии зафиксировано представление о женском божестве, которое состоит из глины и находится постоянно в лежачем положении, с раскинутыми ногами. И душа умершего попадает «на переработку», для последующего возрождения, внутрь космической Матери-прародительницы через ее половые органы. Иллюстрации этого мы можем увидеть на петроглифах созданных тазминцы – тогдашними жителями Хакасии в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Такие рисунки делались и на каменных плитах и на скалах в основаниях гор, ибо, души умерших через расщелины и пещеры (которые понимались, как половые органы земли) должны уходить внутрь мировой горы, в хранилище душ рода. С этим связано восприятие детородных органов и женского чрева не только как символов рождения, но и как смерти - перерождения. Очевидно, что сходные представления издревле были широко распространены. Недаром, в другой части Евразии, исследуя палеолит Западной Европы А.Леруа-Гуран указывает: «Мы имеем некоторое основание считать, что пещеру воспринимали как женщину, по крайне мере, в некоторых ее частях». Представления о “родящей земле”, выпускающей новую жизнь из чрева своего, считаются свойственными лишь примитивным народам ".
Последняя фраза о примитивных народах провоцирует задать естественный вопрос: а насколько были примитивны жители Древнего Египта? Весь накопленный массив письменных источников Древнего Египта говорит о значительном отличии ментальности египтян от характера мышления современного человека, что приводит к большим сложностям в понимании не только текстов, но и многих культурных аспектов. Во всяком случае, можно с полной уверенностью утверждать, что особенности мышления древнего египтянина более всего соответствовали менталитету представителей первобытных родоплеменных социумов, поэтому мы не вправе отказывать египтянину видеть в пещере то, что видел "примитивный" человек, а именно - женское лоно.
В подтверждение этой ассоциации приведём ещё одну цитату (там же):
"Сам культ пещеры уходит корнями в более глубокую древность. Он сложился на основе распространенного здесь культа пещер, как одного из культов универсального почитания и олицетворения божества Земли, наподобие культа гор, также хорошо известного древним тюркам. ...Наиболее ранние конкретные доказательства подобных представлений содержатся в легенде о первочеловеке, согласно которой он родился в чреве пещеры, будучи зачат там в результате соединения воды и глины (ила) и появившись на свет под влиянием солнечного тепла через девять месяцев. Здесь символика пещеры как материнского чрева выступает особенно ярко. ... Буряты приписывали пещерам свойство даровать бесплодным женщинам возможность зачать. Само наименование пещеры у Хоринских бурят-умай - означает женский детородный орган. У бурят культ пещер также тесно связан с культом гор. Такое сочетание существовало уже в древнетюркское время, поскольку культ гор, как известно, отразился в древнетюркских рунических надписях и в китайских письменных источниках".
Этнологи, таким образом, без тени сомнения сообщают о существовании в древности культа пещер, олицетворявших материнское начало, при этом культ гор был неотделим от культа пещер. Удивительно, что египтологи столько лет ломают головы над пирамидами, а их коллеги, этнологи, старательно не замечают очевидных связей между культом гор и пирамидами.
Вызывает интерес дальнейшая эволюция представлений о горах.
Пропускаем эпоху Древнего Египта с его пирамидами и интересуемся отношением к
горам у древних греков. Сразу же наталкиваемся на гору с пещерой, в которой
рождается Зевс:
«…о месте рождения Зевса существовали две традиции: одна из
них утверждала, что бог родился в пещере горы Дикты, другая – в пещере
горы Иды. Чтобы примирить эти версии, был найден компромиссный вариант: считалось,
что на Дикте Зевс был рождён, а на Иде воспитан».
«По Гесиоду Зевс родился на Крите в пещере горы Дикта,
по Каллимаху - на горе Ликей в Аркадии, но воспитывался на Крите».
«…Рея отправилась на Крит, в то время когда она была
беременна Зевсом, и родила его в пещере горы Дикте, поручив воспитывать
его куретам и дочерям Мелиссея, нимфам Адрастее и Иде».
Сама же «мать богов — Рея, или Кибела, супруга Крона, по
преданию родилась на горе Иде в Малой Азии…».
Аналогичная история с Гермесом:
«Гермес родился на горе Киллена, сразу после рождения,
он покинул пещеру матери...». Прямым текстом – родился, покинув
пещеру матери. А как ещё можно родиться?..
«Гермес родился в гроте горы Киллены в четвертый день
месяца. По другой версии, родился на горе Керикион (Беотия)».
Надо заметить, что имя ГЕРМЕС явно египетского происхождения: ГЕР+МЕС, что в
переводе означает «рождённый Гор». А Гермес, как известно, ассоциируется именно
с египетским Гором. Имя Гермес образовано по тем же правилам, что и весьма
распространённый в Египте титул (имя) фараона – Рамис (Рамзес). Оно также
распадается на два слова: РА+МЕС (рождённый Ра). Любопытно, если имя Рамис
прочитать в соответствии с известным правилом, в котором имя Ра читается в
конце, то получим МИСРА – практически современное звучание страны Египет на
арабском языке.
Возвращаемся к греческой теогонии, в которой была весьма распространена практика
рождения в горах:
«Артемида – греческая богиня Луны, которая родилась на
горе Кинтос (остров Делос) вместе со своим братом-близнецом Аполлоном».
С горой связано и рождение Париса:
«Парис (Александр, Идей) — троянский царевич, второй сын
Приама и Гекубы, брат Гектора и Кассандры. Незадолго до рождения Париса Гекубе
приснилось, будто она родила головню, огонь которой испепелил Трою. Прорицатели,
истолковав этот сон, предсказали, что Гекуба родит сына, который погубит родной
город. Сразу же после рождения Париса родители приказали бросить ребенка на
горе Иде на съедение диким зверям». Как видим, одно из имён Париса –
Идей – происходит от названия греческой горы-богородицы Ида.
С удивительной горой Идой связано рождение ещё одного троянского героя:
«Эней в мифологии — (Αίνείας, Aeeas) после Гектора славнейший
герой Трои, сын Анхиза и Афродиты, рожденный на горе Иде».
Гора Ида и пещера, в которой родился Зевс:
Кстати, горы-богородицы встречаются и в мифах других народов:
«Таара (эст.), Тоора, Туури (финск. и карельск.), в
прибалтийско-финской мифологии бог неба и грома. Первое упоминание о культе Т.,
покровителя сражений, встречается в «Хронике» Генриха Латвийского (13 в.): Т.
родился на горе в красивой роще...»
Можно обратиться и к более современному мифу: как утверждает официальная
биография Ким Чен Ира, он родился на священной горе Пэктусан. Хотя из менее
экзотических источников известно, что он родился в Хабаровском крае, но его, согласно легенде, тянуло к горам.
Нам осталось понять, кого "рожали" египетские пирамиды, и почему египтяне не использовали для этих целей пещеры и горы естественного происхождения.
Ввиду полного отсутствия какой-либо информации на данную тему, нам придётся рассуждать гипотетически, моделируя ход мысли древнего человека. Сакральность пирамид ещё ни о чём не говорит, тем более жителей неолита волновали совершенно конкретные сущности, лишенные каких-либо абстракций. Здесь в самый раз вспомнить, что пирамидальный комплекс ацтеков в Мексике носит название Теотиуакан, которое переводится как "место рождения бога". А каких богов могли "рожать" мексиканские пирамиды Луны и Солнца? Понятно, что не саму Луну или Солнце, которые постоянно висят над головой. Речь, очевидно, идёт о правителе, символизирующем связь Неба и Земли и представлявшем подобие солярного бога на земле и воплощая разновидность небесной иконы. Аналогичная ситуация имела место и в Древнем Египте, в котором правили земные боги в образе фараонов.
Легко сказать "земной бог", но откуда подданные фараона могли знать, что
перед ними - самый настоящий бог, а не простой смертный, рождённый такой же
простой смертной женщиной? Как нетрудно сообразить, для решения проблемы
легитимизации божественной сущности правителя в самый раз подходит гора, через
которую Небо соединяется с Землёй. Она же, как известно из этнологических
сведений, - женщина, обладающая "детородными органами" в виде пещер. Суммируя
вышесказанное, можно с большой долей уверенности предположить, что гора в
виде пирамиды использовалась для божественного перевоплощения правителя, в ходе которого осуществлялась связь Земли и Неба. Очевидно, данная мистерия проходила в соответствии с определённым
ритуалом, сопровождаемым некими знамениями, в ряду которых, вероятно, решающее
значение имело попадание грозовой молнии в вершину горы (пирамиды). Здесь можно
только гадать, но необходимо обратить внимание на наличие египетского иероглифа
в виде молнии, бьющей из символа "небо" вниз:
подтверждая тем самым гипотезу о более влажном климате в эпоху Древнего Египта, когда дожди, сопровождаемые грозами и молниями, были обычным явлением.
Вполне возможно, на заре теофанического культа использовались естественные горы-богородицы, имевшие подходящие пещеры для символизации акта рождения. Но в этом случае неизбежно должны возникать проблемы суверенности и аутентичности. Т.е. пещера, в которой, допустим, живут волки или медведи, "производит" на свет волков и медведей, но никак не антропоморфных богов. Чтобы было понятно, можно привести чисто гипотетическую аналогию с коронацией французского короля, например, в австрийской пивной. Понятно, что такой, с позволения сказать, король, у своих сограждан вряд ли будет восприниматься теофорным субъектом. В идеальном случае гора-богородица должна обладать свойством "неотъемлемой собственности" всего социума, чей правитель персонифицирует земного бога и подвластную ему территорию. Все подобные проблемы снимаются лишь в том случае, если гора-богородица является органичной частью социума и участвует в ритуализации культа правителя, что возможно при постройке горы руками самих подданных на занимаемой социумом территории, олицетворяя неразрывную связь между ними, их правителем и небом, чья божественная благодать должна снизойти на весь народ в лице избранного представителя. Попутно мы приходим к тому, что в постройке горы-богородицы могут принимать участие исключительно члены социума, а не нанятые рабы, поскольку последние нарушают сакральную связь в цепочке народ-правитель-бог. Невозможно заменить собственноручное участие в ритуале обожествления вождя, как невозможно поручить постороннему человеку покреститься вместо себя самого.
Строительство горы-богородицы в виде пирамиды объясняется очень просто: пирамида существенно упрощает проектирование её конструкции и само строительство, осуществляемое с использованием насыпных пандусов. Кроме того, пирамида прекрасно вписывается в пространство Небо-Земля, в котором ориентация по частям света имела большое значение.