Где искать останки древнеегипетских фараонов?
Где искать останки древнеегипетских фараонов?
Сама постановка этого вопроса на первый взгляд кажется нелепой. Наверное, надо искать в гробницах, пирамидах и прочих некрополях, - скажет обыватель, и с ним согласится любой профессиональный историк. Однако давайте оценим, сколько царских гробниц нам известно и сколько предстоит ещё найти. В Древнем Египте за всю его историю правило примерно 350 фараонов, поэтому логика подсказывает, что нужно искать эти самые 350 захоронений. Считается, что часть фараонов было погребено в пирамидах и они, собственно, для этого и предназначены. Здесь нужно заметить, что в подобных рассуждения есть логика, поскольку в "курганных культурах" похоронный ритуал непосредственно был связан с возведением кургана, а курганы, без сомнения, являются дальнейшим развитием египетской "пирамидной культуры".
Но в древнеегипетских пирамидах не было обнаружено ни одного царского погребения. В нескольких пирамидах были найдены человеческие останки, мумии и их фрагменты, но все они относятся к более поздним временам. Наличие в пирамидах кенотафов ещё не является доказательством чьих-либо погребений, тем более кенотаф - не такое уже редкое явление в древности. В этой связи уместно привести поучительную историю из жизни египетского археолога Закарии Гонейма, тоже не сомневавшегося в назначении пирамид в качестве погребального сооружения фараона. В 50-х годах прошлого века он принялся за раскопки незавершенной пирамиды в Саккаре, где после нескольких лет поиска "усыпальницы" фараона он наконец обнаружил подземную галерею, ведущую в "камеру царя". В незавершенной "гробнице" находился нетронутый саркофаг из алебастра, что стало мировой сенсацией. Все полагали, что наконец-то подтвердится гипотеза и в саркофаге будет найдена нетронутая мумия царя. Вскрытие саркофага было обставлено с большой помпой, со всего мира съехались корреспонденты, чтобы стать свидетелями долгожданного события. Но его не случилось - нетронутый грабителями саркофаг оказался пустым. Впоследствии несчастного Закария Гонейма обвинили в краже артефактов, и, не выдержав нападок и наветов, он покончил с собой.
Получается, что поиски гробниц фараонов надо вести в обычных некрополях или в специальных местах, предназначенных для упокоения правителей, как, например "Долина Царей". В последней обнаружено примерно 65 гробниц, включая служебные помещения и фальшивую гробницу Тутанхамона, из них царские - меньше половины. Остальные гробницы принадлежат жёнам фараонов, вельможам и неустановленным лицам. При этом все гробницы относятся к сравнительно короткому периоду Нового царства (XVIII-XX династии). А где же хоронили царей до и после Нового царства? Ведь с учётом количества царских гробниц в "Долине Царей" и нескольких захоронений царей I династии в Накаде, Абидосе и Бени-Хасане, остаётся ещё более 300 фараонов, чьи останки не найдены. Исходя из огромного числа "ненайденных" гробниц, становится очевидно, что искать их по сути негде. Есть вероятность обнаружения нескольких захоронений в некрополе Файюма, и этим места вероятного поиска практически исчерпаны.
Допустим, что верна официальная гипотеза, которая гласит, что мумии царей похитили или уничтожили охотники за сокровищами. Хорошо, но гробницы ведь должны были остаться, как в случае с разграбленными гробницами Фиванского некрополя. Однако такого количества царских гробниц в Египте нет - ни разграбленных, никаких.
Выходит, что проблема не в отсутствующих гробницах и мумиях, а в официальной версии, согласно которой фараонов непременно хоронили в саркофагах, в золоте и роскоши. А какой здесь может быть выход, если учесть онтологические представления древних египтян о загробной жизни, ради которой тела покойников сохранялись от порчи? Попробуем разобраться с некоторыми аспектами этого вопроса.
Египтяне действительно верили, что сах (тело=мумия) необходим для загробной жизни. Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал следующими важнейшими сущностями:
Рен - имя человека, без которого он не может существовать - по аналогии с названием любого предмета, являющимся, фактически, его именем. Если мы не знаем "имени" предмета, то не можем о нём рассказать, и предмет не создаст ментальный образ, существование которого для древних людей было равноценно осязанию с помощью органов чувств (более подробно см. А.О.Большаков, "Человек и его Двойник").
Ка - ментальный образ человека, который в научной и научно-популярной литературе обычно называют "Двойником" и приписывают ему, как правило, надуманные свойства (см. А.О. Большаков, "Человек и его Двойник"). Проще говоря, "Ка" - это наши воспоминания - во сне или наяву - о ком-либо. Соответственно его роль могут выполнять портретные изображения (именно ппоэтому в Египте зародилось и получило небывалое развитие портретное искусство), в качестве которых в наше время выступают фотографии. Человек живёт до тех пор, пока у него есть имя и есть возможность осязать его облик - визуально или ментально (посредством воспоминаний).
Ба - душа человека, изображаемая в виде сокола с человеческой головой. Человек заканчивает свой земной путь, когда Ба покидает тело и отлетает в небо.
Сах - плоть человека, место обитания его Ба. Считалось, что человек может возвращаться из загробного мира в земной, общаться с обычными людьми и даже совершать разные поступки. Для этого Ба должно было соединиться с сах, поэтому тело сохранялось посредством мумификации. Если сах повреждалось или вовсе по какой-то причине уничтожалось, изготавливали его копию, чтобы Ба имела своё земное "убежище".
Шуит - тень человека.
Ах - слияние Ба и Ка, освободившееся от телесной оболочки.
Таким образом, тело сохранялось для продолжения земной жизни человека. Вместе с тем верования египтян зашли так далеко, что они были убеждены - все их неприятности связаны с происками "мертвецов", из-за чего им приходилось изобретать разные способы борьбы с "ходячими духами".
В этом контексте давайте представим, что то же самое происходит с усопшими фараонами. Напомним только, что в Древнем Египте трон передавался по женской линии, т.е. следующим фараоном становился супруг дочери усопшего фараона или следующий (второй, третий, ...) муж его супруги, из-за чего роль женщины в Древнем мире была чрезвычайно высока! И вот Египет обрёл нового фараона, которым стал, к примеру, следующий муж овдовевшей царицы. Зачем новому фараону общаться со своим предшественником, отправившимся в Небесное Царство? Ведь учитывая "повадки" обычных "ходячих духов", от них можно ожидать чего угодно, вплоть до физического устранения ныне здравствующего царя. Страна и институты её власти не могут находится во власти потусторонних сил! Поэтому умершего солнцеподобного фараона логично навсегда отправить на небеса, чтобы он не мешал новому фараону своими непредсказуемыми поступками. Ведь он уже в земной жизни был богом, поэтому ему самое место среди богов. Отправляя умерших фараонов на небеса, египтяне, тем не менее, подозревали их в происках и поэтому предпринимали меры для защиты от них, уничтожая зачастую имена бывших фараонов и их изображения. И в этой связи трудно представить, чтобы они сохраняли для каких-то целей их мумии.
Но нам тут же возразят: царские мумии в Египте есть и их довольно много. Однако, если сравнить количество найденных царских гробниц с числом правивших фараонов - 40 против 350, - то станет очевидно, что 40 гробниц - это исключение из правил, практиковавшееся локально (в Фивах) и в узком временном интервале (конец Нового царства).
Религия Древнего Египта сильно отличалась от современных ортодоксий и носила скорее онтологический характер, нежели догматический. В ней допускались различные взгляды на космогонию и теогонию, соответственно различались ритуалы и обрядность. Имевшиеся различия (между номами и столицами), впрочем, не носили антагонистический характер и мирно уживались между собой. По крайней мере, факты религиозной вражды в Древнем Египте науке не известны. История с "революционером" и "еретиком" Эхнатоном не может служить примером по той простой причине, что амарнский период неверно датирован. Очевидно его датировали по амарнскому архиву из клинописных табличек, основываясь на датировках ассирологов (шумеро-вавилонские датировки в общем случае не верны и привязаны к библейской хронологии, т.е. к мифу), поэтому вышло, что Эхнатон "попал" не в своё время, оказавшись "еретиком" и "революционером" во всех видах искусств. К тому же Эхнатона, как и Тутанхамона, нет ни в одном царском списке, поэтому, скорей всего, их следует отнести к Позднему периоду истории Древнего Египта (что ещё более ухудшает положение Ветхого Завета в качестве исторического документа, т.к. в амарнских текстах нет упоминания евреев, а вся территория Ханаана находится под управлением Египта), куда он прекрасно вписывается со своим ярко выраженным монотеизмом и солнцепоклонничеством.
Т.е. если где-то (в нашем случае - в Фивах) в определенный промежуток времени (вторая половина Нового царства) мумифицировали фараонов и строили для них гробницы, то из этого не следует, что так было везде и всегда.
Следующий рассматриваемый нами аспект уже, фактически, служит подсказкой в вопросе исчезновения останков древнеегипетских царей. Он, кстати, имеет отношение к упомянутому выше Эхнатону, в период царствования которого процветал культ Солнца - Атона. В свою очередь обрядность солнцепоклонничества включает, как правило, ритуал огненных жертвоприношений. Из известных религий древности, практиковавших культ Солнца, относится зороастризм, главный символ которого - заимствованный в Древнем Египте крылатый солнечный диск (Ахурамазда):