Где искать останки древнеегипетских фараонов?

Где искать останки древнеегипетских фараонов?


Сама постановка этого вопроса на первый взгляд кажется нелепой. Наверное, надо искать в гробницах, пирамидах и прочих некрополях, - скажет обыватель, и с ним согласится любой профессиональный историк. Однако давайте оценим, сколько царских гробниц нам известно и сколько предстоит ещё найти. В Древнем Египте за всю его историю правило примерно 350 фараонов, поэтому логика подсказывает, что нужно искать эти самые 350 захоронений. Считается, что часть фараонов было погребено в пирамидах и они, собственно, для этого и предназначены. Здесь нужно заметить, что в подобных рассуждения есть логика, поскольку в "курганных культурах" похоронный ритуал непосредственно был связан с возведением кургана, а курганы, без сомнения, являются дальнейшим развитием египетской "пирамидной культуры".

Но в древнеегипетских пирамидах не было обнаружено ни одного царского погребения. В нескольких пирамидах были найдены человеческие останки, мумии и их фрагменты, но все они относятся к более поздним временам. Наличие в пирамидах кенотафов ещё не является доказательством чьих-либо погребений, тем более кенотаф - не такое уже редкое явление в древности. В этой связи уместно привести поучительную историю из жизни египетского археолога Закарии Гонейма, тоже не сомневавшегося в назначении пирамид в качестве погребального сооружения фараона. В 50-х годах прошлого века он принялся за раскопки незавершенной пирамиды в Саккаре, где после нескольких лет поиска "усыпальницы" фараона он наконец обнаружил подземную галерею, ведущую в "камеру царя". В незавершенной "гробнице" находился нетронутый саркофаг из алебастра, что стало мировой сенсацией. Все полагали, что наконец-то подтвердится гипотеза и в саркофаге будет найдена нетронутая мумия царя. Вскрытие саркофага было обставлено с большой помпой, со всего мира съехались корреспонденты, чтобы стать свидетелями долгожданного события. Но его не случилось - нетронутый грабителями саркофаг оказался пустым. Впоследствии несчастного Закария Гонейма обвинили в краже артефактов, и, не выдержав нападок и наветов, он покончил с собой.

Получается, что поиски гробниц фараонов надо вести в обычных некрополях или в специальных местах, предназначенных для упокоения правителей, как, например "Долина Царей". В последней обнаружено примерно 65 гробниц, включая служебные помещения и фальшивую гробницу Тутанхамона, из них царские - меньше половины. Остальные гробницы принадлежат жёнам фараонов, вельможам и неустановленным лицам. При этом все гробницы относятся к сравнительно короткому периоду Нового царства (XVIII-XX династии). А где же хоронили царей до и после Нового царства? Ведь с учётом количества царских гробниц в "Долине Царей" и нескольких захоронений царей I династии в Накаде, Абидосе и Бени-Хасане, остаётся ещё более 300 фараонов, чьи останки не найдены. Исходя из огромного числа "ненайденных" гробниц, становится очевидно, что искать их по сути негде. Есть вероятность обнаружения нескольких захоронений в некрополе Файюма, и этим места вероятного поиска практически исчерпаны.

Допустим, что верна официальная гипотеза, которая гласит, что мумии царей похитили или уничтожили охотники за сокровищами. Хорошо, но гробницы ведь должны были остаться, как в случае с разграбленными гробницами Фиванского некрополя. Однако такого количества царских гробниц в Египте нет - ни разграбленных, никаких.

Выходит, что проблема не в отсутствующих гробницах и мумиях, а в официальной версии, согласно которой фараонов непременно хоронили в саркофагах, в золоте и роскоши. А какой здесь может быть выход, если учесть онтологические представления древних египтян о загробной жизни, ради которой тела покойников сохранялись от порчи? Попробуем разобраться с некоторыми аспектами этого вопроса.

Египтяне действительно верили, что сах (тело=мумия) необходим для загробной жизни. Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал следующими важнейшими сущностями:

Рен - имя человека, без которого он не может существовать - по аналогии с названием любого предмета, являющимся, фактически, его именем. Если мы не знаем "имени" предмета, то не можем о нём рассказать, и предмет не создаст ментальный образ, существование которого для древних людей было равноценно осязанию с помощью органов чувств (более подробно см. А.О.Большаков, "Человек и его Двойник").

Ка - ментальный образ человека, который в научной и научно-популярной литературе обычно называют "Двойником" и приписывают ему, как правило, надуманные свойства (см. А.О. Большаков, "Человек и его Двойник"). Проще говоря, "Ка" - это наши воспоминания - во сне или наяву - о ком-либо. Соответственно его роль могут выполнять портретные изображения (именно ппоэтому в Египте зародилось и получило небывалое развитие портретное искусство), в качестве которых в наше время выступают фотографии. Человек живёт до тех пор, пока у него есть имя и есть возможность осязать его облик - визуально или ментально (посредством воспоминаний).

Ба - душа человека, изображаемая в виде сокола с человеческой головой. Человек заканчивает свой земной путь, когда Ба покидает тело и отлетает в небо.

Сах - плоть человека, место обитания его Ба. Считалось, что человек может возвращаться из загробного мира в земной, общаться с обычными людьми и даже совершать разные поступки. Для этого Ба должно было соединиться с сах, поэтому тело сохранялось посредством мумификации. Если сах повреждалось или вовсе по какой-то причине уничтожалось, изготавливали его копию, чтобы Ба имела своё земное "убежище".

Шуит - тень человека.

Ах - слияние Ба и Ка, освободившееся от телесной оболочки.

Таким образом, тело сохранялось для продолжения земной жизни человека. Вместе с тем верования египтян зашли так далеко, что они были убеждены - все их неприятности связаны с происками "мертвецов", из-за чего им приходилось изобретать разные способы борьбы с "ходячими духами".

В этом контексте давайте представим, что то же самое происходит с усопшими фараонами. Напомним только, что в Древнем Египте трон передавался по женской линии, т.е. следующим фараоном становился супруг дочери усопшего фараона или следующий (второй, третий, ...) муж его супруги, из-за чего роль женщины в Древнем мире была чрезвычайно высока! И вот Египет обрёл нового фараона, которым стал, к примеру, следующий муж овдовевшей царицы. Зачем новому фараону общаться со своим предшественником, отправившимся в Небесное Царство? Ведь учитывая "повадки" обычных "ходячих духов", от них можно ожидать чего угодно, вплоть до физического устранения ныне здравствующего царя. Страна и институты её власти не могут находится во власти потусторонних сил! Поэтому умершего солнцеподобного фараона логично навсегда отправить на небеса, чтобы он не мешал новому фараону своими непредсказуемыми поступками. Ведь он уже в земной жизни был богом, поэтому ему самое место среди богов. Отправляя умерших фараонов на небеса, египтяне, тем не менее, подозревали их в происках и поэтому предпринимали меры для защиты от них, уничтожая зачастую имена бывших фараонов и их изображения. И в этой связи трудно представить, чтобы они сохраняли для каких-то целей их мумии.

Но нам тут же возразят: царские мумии в Египте есть и их довольно много. Однако, если сравнить количество найденных царских гробниц с числом правивших фараонов - 40 против 350, - то станет очевидно, что 40 гробниц - это исключение из правил, практиковавшееся локально (в Фивах) и в узком временном интервале (конец Нового царства).

Религия Древнего Египта сильно отличалась от современных ортодоксий и носила скорее онтологический характер, нежели догматический. В ней допускались различные взгляды на космогонию и теогонию, соответственно различались ритуалы и обрядность. Имевшиеся различия (между номами и столицами), впрочем, не носили антагонистический характер и мирно уживались между собой. По крайней мере, факты религиозной вражды в Древнем Египте науке не известны. История с "революционером" и "еретиком" Эхнатоном не может служить примером по той простой причине, что амарнский период неверно датирован. Очевидно его датировали по амарнскому архиву из клинописных табличек, основываясь на датировках ассирологов (шумеро-вавилонские датировки в общем случае не верны и привязаны к библейской хронологии, т.е. к мифу), поэтому вышло, что Эхнатон "попал" не в своё время, оказавшись "еретиком" и "революционером" во всех видах искусств. К тому же Эхнатона, как и Тутанхамона, нет ни в одном царском списке, поэтому, скорей всего, их следует отнести к Позднему периоду истории Древнего Египта (что ещё более ухудшает положение Ветхого Завета в качестве исторического документа, т.к. в амарнских текстах нет упоминания евреев, а вся территория Ханаана находится под управлением Египта), куда он прекрасно вписывается со своим ярко выраженным монотеизмом и солнцепоклонничеством.

Т.е. если где-то (в нашем случае - в Фивах) в определенный промежуток времени (вторая половина Нового царства) мумифицировали фараонов и строили для них гробницы, то из этого не следует, что так было везде и всегда.

Следующий рассматриваемый нами аспект уже, фактически, служит подсказкой в вопросе исчезновения останков древнеегипетских царей. Он, кстати, имеет отношение к упомянутому выше Эхнатону, в период царствования которого процветал культ Солнца - Атона. В свою очередь обрядность солнцепоклонничества включает, как правило, ритуал огненных жертвоприношений. Из известных религий древности, практиковавших культ Солнца, относится зороастризм, главный символ которого - заимствованный в Древнем Египте крылатый солнечный диск (Ахурамазда):



Обрядность древней формы зороастризма доподлинно не известна, хотя утверждается, что тела покойников не предавали земле, а отдавали на растерзание птицам (как в нынешнем Непале, в котором также практикуют трупосожжение). К зороастризму, как считается, восходит митраизм, который "был почти всеобщей религией Западной Европы в первые века христианской эры" (J.M.Robertson, "Pagan christs", 1911г.), включая, естественно, Древний Рим. Остановимся на митраизме подробней. Его корни довольно запутаны и неконкретны - учёные полагают, что не обошлось без влияния восточных культов (Вавилония или Малая Азия), смешавшихся с греческими учениями. Что это за культы и учения такие, особо раскрывать не принято, да и сам механизм скрещивания чужеродных для римлян учений с восточным символизмом представляется слишком сложным. Сцена тауроктонии - наиболее распространённый канон изображения Митры (барельеф из Сидона):



Как можно видеть, сюжет полностью основан на астральной символике - вокруг центральной композиции располагаются зодиакальные созвездия. Их дополняют изображения планет в медальонах, т.е. фактически это - классический зодиак, который позволит нам поискать похожие аналогии для определения истинного источника заимствования, поскольку подобные зодиаки в древности сравнительно редки. Традиционно считается, что зодиакальная символика была придумана в Шумере, но там почему-то не встречается полноценных зодиаков. Отдельные символы созвездий или даже несколько символов, найденные на шумерских пограничных стелах, можно интерпретировать как угодно и по ним невозможно даже приблизительно определить даты составления таких зодиаков. Очевидно, причина кроется в том, что в Шумере понятия не имели о составлении зодиаков и всего лишь пользовались заимствованной символикой, считавшейся сакральной. Самые древние зодиаки появились в Древнем Египте в эпоху Нового царства (см. ссылка1, ссылка2, ссылка3), язык которых несравненно сложнее и богаче шумерских, из-за чего не все из них дешифрованы. Тем не менее в них встречается знакомый сюжет тауроктонии (H.Brugsch,"Tesaurus inscriptionium aegyptiacarum", p.7):



На изображении верховный бог Гор протыкает копьём быка, что ставит эту сцену в один ряд с митраистскими, поскольку Митра и Гор были солярными божествами. Хотя, на самом деле, Митра - синкретичный бог, вобравший в себя не только образ Гора, но также Осириса, Маат и Ра. Имя Митра, очевидно, происходит от имени Маат-Ра, встречающегося в титулах фараонов Нового царства, как, например, тронное имя Рамзеса II (Усир Маат-Ра Сетеп-н-Ра):



где Маат-Ра означает Истина Ра, под которой понимается всеобщий порядок и гармония, исходящая от бога Солнца. Т.е. и здесь полное совпадение имени с солярной семантикой.

От Осириса Митре "достался" колпак, который историки по неведению (египтология - довольно молодая дисциплина, возникшая, когда сложились практически все исторические догматы, включая ошибочные) определили как фракийский. На самом деле он происходит от белой короны Осириса хеджет и выделяется круглым навершием, имеющимся на "фракийском" колпаке Митры:



Но главное сходство Митры и Осириса заключается в том, что оба ассоциируются с созвездием Ориона. На древнеримских изображениях это не столь очевидно, а вот Дюрер изображал сцену в полном соответствии с картой неба:



Гравюра довольно точно отражает реальное положение созвездий, поскольку к тому времени практическое значение карты полностью вытеснило ритуальное:



В эпоху Возрождения, как видно на гравюре, Митра трансформировался в вооруженного до зубов Ориона, убивающего быка дубиной. С другой стороны, в Древнем Египте созвездие Ориона считалось сакральным и означало тело (сах) Осириса. Таким образом мы установили, что древнеримский бог Митра полностью заимствован из Древнего Египта и соответствует двуимённому богу Ра-Осирису, чьё появление также пришлось на период Нового царства.

Ещё следует добавить, что в древнеримском боге Митре многие учёные видели прообраз Христа. Н.А.Кун в книге "Предшественники христианства" (1922г.) писал:

"Можно отметить и еще целый ряд сходных черт между культом Митры и христианством. Как и христианство, культ Митры требует праведной жизни от посвященных в его мистерии. Им предписывается, как важнейшая добродетель, самое строгое соблюдение данного слова, они должны прежде всего избегать лжи, вести воздержанную жизнь, и это вело даже, как у христиан, к аскетизму. Мы знаем, что среди митраистов были строгие девственники (т. е. монахи). Все посвященные в мистерия Митры считали себя братьями, и между ними было в ходу обращение друг к другу «возлюбленный брат», как и христиане были «братья во Христе». Отметим еще то, что, как христиане, так и митраисты, считали праздничным днем воскресенье, и как христиане праздновали, начиная с IV в., «Рождество Христово» 25 декабря, так и поклонники Митры праздновали 25 декабря рождение своего «Непобедимого»".

Также ранее нами было показано, что прообразом Христа является Осирис, и данное обстоятельство ещё больше сближает Митру с последним. Примечательно и то, что иконография Митры довольно безболезненно проникла в христианство. Сравните:



Внизу на канонической иконе "Ветхозаветная Троица" легко узнать сцену тауроктонии, в точности повторяющую митраисткий канон:



Столь подробное выяснение источника заимствования митраистского культа нам потребовалось в связи с тем, что обрядность митраизма включала ритуал трупосожжения правителей Древнего Рима. Если корни древнеримской обрядности находятся в Древнем Египте, следовательно там тоже практиковали трупосожжение царей! Действительно, с какой стати древние римляне стали бы изобретать новый погребальный ритуал, ведь, насколько нам известно, в Древнем Риме почитали не только синкретичного Митру, но и других египетских богов. В частности Исида в I в.н.э. превзошла своей популярностью культ Осириса, в её честь возводились многочисленные храмы и святилища, а императоры Рима делали ей щедрые подношения. Т.е. древнеримская культура демонстрирует преемственность с древнеегипетской теологией и обрядностью, как и с древнегреческой культурой, которая, как было показано на примере Гомера, - плоть от плоти Древнего Египта. Но в Древней Греции также сжигали своих правителей!* В качестве иллюстрации ритуала трупосожжения приведём цитату из "Илиады" Гомера, тексты которой обнаруживаются только в Египте:


"Вынесли храброго Гектора с горестным плачем трояне;
Сверху костра мертвеца положили и бросили пламень.
Всё, где огонь разливался пылающий; после на пепле
Белые кости героя собрали и братья и други,
Горько рыдая, обильные слезы струя по ланитам.
Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили,
Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим.
Так опустили в могилу глубокую и, заложивши,
Сверху огромными частыми камнями плотно устлали;
После курган насыпали;"



Выходит, что в Египте знали о трупосожжении не понаслышке и тому есть документальные подтверждения.

Следовательно, как только что мы выяснили, ритуал трупосожжения царей возник именно в Древнем Египте, поскольку он присутствует у его исторических "правопреемников" - в Древнем Риме и Древней Греции. Но почему тогда историки утверждают, что в Древнем Египте не сжигали тел? В своей аргументации они опираются на верования египтян (см. выше), по которым тела надо было сохранять. Известный советский египтолог пишет по этому поводу следующее (М.А. Коростовцев, "Религия Древнего Египта"):

"...По тем же соображениям следует отвергнуть и предположение о сожжении при погребении, высказанное в связи с раскопками так называемой гробницы Мины (Менеса) в Накаде и гробниц царей I династии в Абидосе, где были обнаружены следы трупосожжения. Сжигание тела, как и обезглавливание, считалось страшной участью для умершего: в тексте постановления фараона XIII династии Неферхотепа I, изданного для охраны некрополя Абидоса, говорится, что смертная казнь через сожжение грозит каждому оскверняющему могилы некрополя. Мысль о сожжении тел умерших была чужда египтянам (Kees H. Totenglauben… С.19-20)".

На этой цитате, полагаем, надо остановиться более детально. Из неё мы сразу же узнаём, что археологам известны находки, свидетельствующие о ритуальном кремировании, причём речь идёт о царях, начиная с первой династии! Но мысль о практиковавшемся ритуале Коростовцев сразу же отметает, ссылаясь на известный аргумент про необходимость сохранения тел умерших. Однако не надо быть всемирно известным египтологом, чтобы не заметить лукавства Коростовцева, который приравнивает обычного египтянина к царю. Ведь согласно представлениям египтян, простому смертному предстоял длинный и тернистый путь (включая суд Осириса), чтобы обрести бессмертие, которое, по большому счёту, ему не гарантировалось, в то время как фараон уже при жизни был обожествлён и врата Царства Небесного были для него всегда открыты. Поэтому отождествлять эсхатологическую участь богоподобного фараона с его подданным как минимум некорректно.

Далее из цитаты Коростовцева мы узнаём, что в Древнем Египте сжигали тела расхитителей гробниц в качестве наказания. А в чём смысл такой кары? Часто приходится слышать, что в бытность фараонов расхитители гробниц охотились за золотом, серебром и драгоценными камнями. На самом деле это не так, поскольку всё перечисленное не имело в Древнем Египте меновой стоимости. Золото, будучи желтым и блестящим, считалось телом бога Солнца, поэтому золотая атрибутика поначалу предназначалась только солнцеликому фараону. Позднее, правда, культ демократизировался и золото стало доступно элите египетского общества, состоявшей в основном из сановников всех рангов. Поэтому простых смертных интересовали не драгоценные металлы и самоцветы, а обычная погребальная атрибутика, которая была разнообразной и вместе с тем дорогой и дефицитной. В Древнем Египте, как известно, перед каждый взрослым его жителем стояла первостепенная цель - обретение бессмертия, к которому готовились заблаговременно, не дожидаясь старости. Необходимо было построить святилище своего собственного Ка, напоминающее небольшую часовню, нанять жрецов, купить саркофаг, канопы, статуэтки ушебти, количество которых должно равняться числу дней в году, т.е. 365, священные амулеты и много другого, за что египтянин расплачивался плодами своего труда - чаще всего зерном и домашним скотом. Но не у каждого были излишки зерна, а со скотом было ещё трудней - его вообще не все имели, поэтому для обретения погребальной атрибутики некоторые из отчаявшихся египтян шли на крайние меры - грабили гробницы, потрошили мумии, унося с собой всё самое ценное. Для наказания за содеянное власти придумали вполне разумное и адекватное возмездие: уничтожение тела преступника посредством сжигания в яме, что исключало всякую возможность подготовки его к вечной жизни. Кремированному телу уже ничего не понадобится...

Таким образом, сжигание тела было карой только для простого человека, который лишался после этого всякой возможности продлить своё существование. В отличие от него, кремированный фараон не мог вернуться только в своё тело, но и то чисто условно, т.к. он оставляет после себя множество статуй, храмов (со своими изображениями на стенах) и картушей** - личных и тронных имён, помещённых в символ вечности (шен). Все они выполняют функции Ка и рен, обеспечивающих дальнейшее существование фараона.

Характерно также, что указ о сжигании тел преступников написан одним из правителей Фив, в окрестностях которых (включая Абидос) практиковалось захоронение мумий фараонов в специальных гробницах. Если в регионе от Абидоса до Фив*** обрядность в какой-то период времени предполагала похороны фараонов в гробницах, то из этого не следует, что так поступали во всём Египте, поскольку, как было сказано выше, религия Древнего Египта допускала существование многих течений, которые никогда не считались ересями. Поэтому М.А. Коростовцев ошибается, априори полагая, что правитель Фив устанавливал обрядность по всей стране. Подобных ортодоксий в Древнем Египте никогда не было. И здесь мы переходим к главному - пониманию обрядовых различий, получивших отражение в ритуальных древнеегипетских текстах, на что египтологи обычно не обращают внимания, считая их малосущественными.

К самым известным письменным памятникам Древнего Египта относится довольно значительный корпус текстов, именуемый "Книгой мёртвых". Он вобрал в себя заупокойные тексты, сопровождавшие мумии простых граждан, а также вельмож и царей в их гробницах. У последних, как показывает практика, наибольшей популярностью пользовался усечённый вариант "Книги мёртвых", вероятно, предназначенный только для фараонов. Он называется "Книга Амдуат", что переводится как "книга о том, что в подземном Дуате". Дуат в древнеегипетской онтологии - это потусторонний мир, практически точная копия земного Египта (в древнеегипетском языке слово "дуат" женского рода). К эпохе Нового царства сформировалось представление о 3-х Дуатах: земном, небесном и подземном. Источником этих представлений послужили наблюдения за циклами природы, а главное - поведением Солнца, которое вечером "умирало", уходя "под землю", утром "возрождалось" на востоке, а днём "царствовало" в небесном Дуате. Если с небесным и земным Дуатами всё ясно - их просто созерцают, - то о подземном ничего не было известно. Эту неизвестность заполняли мистические соображения о том, как должен выглядеть подземный Дуат, который, очевидно, представлялся как некое подобие 2-х других. Но точная география подземного Дуата не столь важна, как то, что фараон, будучи солнцеподобным, должен был совершить тот же жизненный цикл, что и Солнце - умереть, уйдя под землю на западе в лодке Месектет, преодолеть подземный Дуат, а утром следующего дня, по истечении 12 ночных часов, появиться на востоке в солнечной барке Манеджет. Таким образом, похоронная мистерия была началом цикла возрождения умершего фараона, а непосредственно отправной точкой служила его гробница. Осталось добавить, что речь идёт о гробницах Фиванского некрополя, часть из которых имеют полные тексты "Книги Амдуат", выполненных в виде фресок:



Важно подчеркнуть то обстоятельство, что погребённый фараон уходил в подземный мир, ради чего и устраивалась царская подземная гробница.

Другие заупокойные тексты открывают, однако, совершенно иную картину перевоплощения фараона в небожителя. К таковым относятся "Тексты пирамид"****. В египтологии есть мнение, что "Тексты пирамид" представляют собой раннюю форму "Книги мёртвых", но верно оно лишь отчасти, поскольку между "Книгой мёртвых" и "Текстами пирамид" существует принципиальная разница, которая заключается в том, что фараон не уходит в подземный Дуат и нет описаний событий в подземном Дуате - его как бы не существует. Приведём фрагмент "Текстов пирамид", который сам по себе представляет большой интерес (нумерация глав - Kurt Sethe):

ГЛАВА 1.
1а. Светлая великая Нут говорит слова: Это мой сын, первенец Имярек, разверзающий ложесна.
b. Это мой любимец. Я довольна им.

ГЛАВА 2.
c. Геб говорит слова: Это мой родной сын Имярек

ГЛАВА 3.
2а. Великая, находящаяся посреди Нижнего дома, Нут говорит слова: Это мой сын Имярек, мой любимец.
b. Поднятый на трон Геба, который доволен им,
c. который дал ему его наследие перед великой Эннеадой.
3а. Все боги в ликовании. Они говорят: Прекрасен Имярек. Его отец Геб доволен им.

ГЛАВА 4.
b. Нут говорит слова: Имярек! Я дала тебе твою сестру Исиду.
c. Она схватывает тебя, она дает твое сердце тебе, твоему телу.

ГЛАВА 5.
d. Нут говорит слова: Имярек! Я дала тебе твою сестру Нефтиду.
е (а). Она схватывает тебя, она дает твое сердце тебе, твоему телу.

ГЛАВА 6.
4а. Великая нехебская Нут говорит: Мой любимец — это мой сын Имярек
4Ь. Я дала ему горизонты: овладевает ими он, то есть горизонтовый Гор.
c. Все боги говорят: Воистину, Имярек наиболее любим тобою из твоих чад.
d. Для него избран амулет, вечность.

ГЛАВА 7.
5а. Великая, находящаяся посреди дома окружения, Нут говорит слова: Имярек это сын моего сердца.
b. Я дала ему Дуат, поднимается в нее он, то есть Гор, глава Дуат.


Нетрудно заметить, что текст написан в жанре пьесы и содержит режиссерские ремарки - как будто во время похоронного ритуала разыгрывалась мистерия с участием "актёров", исполнявших роли действующих лиц драмы. Анализ "Текстов пирамид" также показывает, что их основной объём составляют Осирисовы мистерии из города Иуну (Гелиополь), известного с древнейших времён солярными культами. В главе 7 приведённой цитаты богиня неба Нут представляет окружающим фараона, который затем поднимается в Дуат и становится главным верховным богом Дуата, т.е. Гором Дуата. Нет и намёка на уход под землю - фараон сразу поднимается на небеса. Следующая цитата раскрывает "механизм" восхождения (перевод Тимофея Шмакова):

"269 (§376a-382b)

Огонь дан, огонь возвышается. Ладан поместили в огонь, Ладан восходит. Твой аромат пришел к Унису, О Ладан. Аромат Униса пришел к тебе, О Ладан. Ваш аромат пришел к Унису, О Боги. Аромат Униса пришел к вам, О Боги. Унис вместе с вами, О боги. Вы вместе с Унисом, О Боги. Унис любит вас, О боги. Боги любят его".


Здесь уже явственно речь идёт об огне, в котором смешивается "аромат" ладана с "ароматом" Униса, после чего Унис оказывается вместе с богами. Далее описываются события на небесах:

"270 (§383a-387c)

Да бодрствуешь ты благополучно. “Тот чье лицо позади” благополучен. “Тот, который видит позади себя” благополучен. Небесный перевозчик благополучен. Перевозчик Нут благополучен. Перевозчик богов благополучен. Унис пришел к тебе, чтобы ты мог перевезти его в ладье, в которой ты перевозишь богов".


Унис, оказавшись в небесном Дуате, начинает решать свои "бытовые" проблемы - ему теперь нужна лодка, чтобы плавать в ней по небу...

Тот факт, что заупокойные "Тексты пирамид" встречаются только в пирамидах и более нигде, свидетельствует, что пирамиды имели непосредственное отношение к похоронному ритуалу, сильно отличающемуся от фиванского. В нём умерший минует погребение и уход под землю, сразу оказываясь на небесах - у небесной богини Нут. Упоминание в текстах огня наводит на мысль, что ритуал, очевидно, представлял собой трупосожжение, как наиболее быстрый способ достижения цели. И, наконец, частое упоминание города Иуну (Гелиополя) говорит о связи традиционного для этого города культа солнцепоклонничества с похоронным ритуалом кремации царя.

______________________________________________________
* - ритуал трупосожжения переняли народы, жившие в Древней Руси и её соседями. Аль-Масуди сообщает: "Что касается язычников в Хазарском государстве, то среди их разновидностей находятся славяне и русы… Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями, утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заново сжигают вместе с ним… Как мы упоминали, таков же обычай у индусов". "Повесть временных лет" рисует несколько иную картину: "И аще кто умряше - творяху тризну над ним. И по семь сотворяху краду (костёр - Авт.) велику и возложаху на краду мертвеца и сожьжаху. И посемь, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путях, еже творять вятичи и ныне". Ибн-Фадлан передаёт следующий монолог русича: "Вы, о, арабы, - глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви... А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас". См. также по ссылке - http://andrew-vk.narod.ru/public/Zmievy_valy/index.htm

** - в том числе картуши, занесённые в царские списки.

*** - данный регион с центром в городе Коптосе интересен тем, что в нём зародилось христианство в его нынешнем виде с заимствованием коптской обрядности, включая иконографию (Троица Абидоса послужила прообразом ветхозаветной Троицы) и царский похоронный ритуал, а его последователи стали именоваться коптами.

****- "Тексты пирамид" имеются всего в 5 пирамидах Саккары: Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II.

______________________________________________________
Продолжение - "Пирамиды, как разновидность погребальных курганов"


Андрей Кудрявец
25 февраля 2011г


════════════════════════





Хостинг от uCoz