Семантика итифаллического образа бога Амона (Мина)



Кто такой Аминь и почему он до сих пор известен по всему миру


Раскрытие семантики канонического (итифаллического) образа бога Амона


Один из самых почитаемых богов Древнего Египта зачастую представал в "неподобающем" виде, смущая учёных-египтологов, думавших о чём-то своём и переносящих сокровенные мысли на объект исследования.

Разумеется, бог Амон (=Мин, формант "А" образует полное имя) выглядел эпатажно:

1360973814_798637631.jpg


Но стоит ли хвататься за первую мысль, пришедшую в голову, и называть Амона богом плодородия? Попробуем разобраться в символизме его жестов, тем более что это не составляет большого труда.

Первое, что нужно отметить: итифаллический Амон часто изображался в виде статуи, стоящей на подставке (на рисунке выделена синим цветом), поэтому бессмысленно говорить о её плодовитости. Признаком статуи является также является подпорка, идущая за спиной до головного убора (на рисунке - красного цвета). Очевидно, это древний и очень уважаемый предок, удостоившийся такой чести. Создание подобных статуй почивших вождей характерно для африканской культуры, к которой древнеегипетская безусловно имеет прямое отношение:

_3.jpg
Статуя африканского правителя.
Примечательно, что африканские вожди носили плетёные бородки,
как у египетских фараонов и богов, указывая на генетическую связь Африки с Древним Египтом


Итак, поднятая правая рука Амона - это знакомый нам жест. Так поднимают руку, когда дают клятву или приносят присягу:

"Поднятая ладонь - жест, означающий свидетельство или принятие клятвы." ("Энциклопедия символов", Дж.Купер, 1995).


Присягу принимает генеральный прокурор США Джефф Сешнс.


Студенты медицинского института дают клятву Гиппократа.


В особо ответственных случаях задействуют и левую руку:



Клясться на Библии можно, когда она есть, но как поступали в Древности до её написания? И здесь нам придётся обратиться к её содержанию. Цитата из книги Джона Дэйвенпорта "Афродизиаки и антифродизиаки: три очерка о силах плодородия" (1-е издание — Лондон, 1869 год):

"...принося торжественную клятву, они [т.е. древние евреи] возлагали руку на половые органы в знак её нерушимости. Когда Авраам, обращаясь к «рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было», говорит: «...положи руку твою под стегно моё и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. 24:2—3), и когда Иаков на смертном одре «призвал... сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашёл благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно моё и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте» (Быт. 47:29), — и в том, и в другом случае древнееврейский текст переведён неверно; учёные толкователи указывают, что в действительности слово это означает не «стегно», а «фаллос» <...> (Этот же обычай описывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «[Торжественные клятвы] совершаются таким образом: положив друг другу руки ниже бёдер, [клянущиеся] взывают затем к Господу Богу, как к свидетелю грядущего» (I, 16, 1)).

Обычай этот сохраняется в Египте даже и по сей день: многие путешественники утверждают, что арабы, исполняя воинское приветствие или принося торжественную клятву, кладут руку на вышеупомянутую часть тела. Подобный случай описывает генерал-адъютант Жюльен в письме к сотруднику Египетского института. Одного египтянина арестовали как шпиона и привели к генералу. Сообразив, что никто не понимает его заверений в невиновности, этот египтянин «задрал свою синюю рубаху и взявшись рукой за фаллос, замер на мгновение в театральной позе бога, клянущегося водами Стикса. Физиономия его словно бы говорила: “Теперь, когда в доказательство своей невиновности я принёс СТОЛЬ ужасную клятву, осмелитесь ли вы мне не поверить?” Жест его напомнил мне обычай времён Авраамовых приносить присягу, держа в руке детородный орган»."


Собственно, на 3-мерном изображении Амона мы видим в его исполнении фаллическую клятву, которая нашла отражение в Библии:


Статуэтка Амона, около 715-332 г. до н.э. Источник.


Таким образом, поза Амона однозначно говорит о том, что он даёт клятву. В редких случаях Осирис также давал фаллическую клятву:


Рельеф из храма Сети I в Абидосе. XIII в. до н.э.


Бог Осирис, приносящий фаллическую клятву, 7-4в. до н.э.,
признаком бога Осириса служит белая корона хеджет. Художественный музей Уолтерса.

Но если в Библии есть описание фаллической клятвы, то в ней, по-видимому, должен быть и древнеегипетский бог Амон. Действительно, он там присутствует в явном виде:

Откр. (3:14): И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...

Греческий текст: "Kαὶ τῷ ἀγγέλῳ τῆς ἐν Λαοδικείᾳ ἐκκλησίας γράψον τάδε λέγει ὁ ἀμήν ὁ μάρτυς ὁ πιστὸς καὶ ἀληθινός ἡ ἀρχὴ τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ..."

Как видим, в древнегреческом "свидетель верный и истинный" именовался Амен - в точности как произносят в католической литургии в значении "быть по сему" ("да будет так", "истинно", "воистину"). Всего в Библии - в Ветхом и Новом завете - имя бога Амона (греч. Амен или русск. Аминь) встречается 78 раз, что свидетельствует о его огромном значении в Древности. По сути, Амон был персонификацией клятвы - он ответствовал за сказанное, подтверждая истинность речений:

"Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь." (Пс. 71:18).

Более того, в Библии прямым текстом говорится о "Боге истины":

"И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих." (Ис. 65:15-16)

И хотя его имя в цитате не называется, нет сомнения, что это Амон (Амен), "свидетель верный и истинный", именем которого заверяются наиболее важные речения.

Один из отголосков Амона можно обнаружить в арабском языке:

Ами́н (араб. أمين — ами́н) — арабское мужское имя, в переводе с арабского означает «верный», «честный», «безопасный». Распространено у многих народов исповедующих исламскую религию. Образовано от многозначного глагола «'-m-n». Среди однокоренных слов аминь и иман (вера). Однокоренные имена: Мамун, Амануллах, Аминуллах.

"Верный" и "честный" семантически очень близки к значению "истинный" или "принёсший клятву".

В античную и постантичную эпоху иконография бога Амона-Мина претерпела значительную трансформацию, в результате чего он приобрёл благопристойный вид и уже не смущал публику демонстрацией детородного органа. От его образа осталась лишь правая рука (десница), символизирующая божье провидение или высший разум:


Слева: Фрагмент фрески в куполе храма "Церковь Пресвятой Богородицы Перивлептос" в Охриде, Македония.
Справа: апсида в "Церкви Святого Климента", Тауль, Испания.

В манихейских текстах правой руке бога отводится центральное место, и она наполняется следующими эпитетами:

Правая Рука Бога, Правая Рука Света, Правая Рука Истины, Правая Рука Разума, Правая Рука Спасения, и т.д.

И это не удивительно, т.к. Мани, чьим именем названо учение, очевидным образом восходит к древнеегипетскому богу Амону-Мину. Отметим также, что манихеи отождествляли Бога Правой Руки с Иисусом Христом.

Бог Амон послужил эпонимом для имени "Мина", которое носили известные христианские деятели и мученики (источник):

● Мина — святой Православной церкви, занимал Константинопольскую кафедру в 536—552 годах.
● Мина Александрийский (Калликелад — красноречивый) — христианский святой, мученик, пострадавший при императоре Максимине около 313 года.
● Мина Котуанский (Мина Египетский) — христианский святой, великомученик.
● Мина Палестинский — преподобномученик, принял мученическую кончину во второй трети VII века от арабов, которые пронзили его стрелами.
● Мина Полоцкий — православный святой, святитель, епископ Полоцкий.
● Мина Синайский (VI век) — монах Синайского монастыря, почитается как святой в лике преподобных.
● Мина Флорентийский (ум. 250) — святой мученик флорентийский.
● Мина (Шелаев) (1882—1937) — архимандрит, рязанский епархиальный миссионер. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.
● Мина (Шустов) (ум. в 1911) — настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, миссионер.


Святой Мина и Иисус Христос, икона VI века, Лувр. Источник.


В Библии также присутствует персонаж по имени Эммануил:

1. Мф.1:23: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (ἰδοὺ ἡ παρθένος ἐν γαστρὶ ἕξει καὶ τέξε­ται υἱόν καὶ καλέσουσιν τὸ ὄνομα αὐτοῦ Ἐμμανουήλ ὅ ἐστιν μεθερμηνευόμενον μεθ᾿ ἡμῶν ὁ θεός)

2. Ис.7:14: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (δια­̀ τοῦτο δώσει κύριος αὐτὸς ὑμῖν σημεῖον ἰδοὺ ἡ παρθένος ἐν γαστρὶ ἕξει καὶ τέξε­ται υἱόν καὶ καλέσεις τὸ ὄνομα αὐτοῦ Εμμανουηλ).

Важное замечание: евангелист Матфей подразумевает, что имя "Эммануил" было малоизвестным и даёт его перевод - "с нами Бог", - который представляется надуманным либо он является поздней вставкой.

Попробуем разобраться с этим именем и дать его перевод. При этом не будем полагаться на иврит (Эммануил, Еммануил: ивр. ‏עמנואל‏‎ — «с нами Бог») и сразу перейдём к греческому языку, т.к. ранее неоднократно было показано, что библейские протографы написаны на на древнегреческом. К очевидному указанию на греческое происхождение имени относится окончание ΗΛ (эль), означающее "бог". Второе указание: приставка ΕΜ-, посредством которой существительное становится прилагательным. Таким образом получаем:

ΕΜΜΑΝΟΥΗΛ = ΕΜ - ΜΑΝ(ΟΥ) - ΗΛ. ΟΥ в середине слова - связующие гласные для лучшего и удобного произношения.

Нас прежде всего интересует корень слова - ΜΑΝ, но это и есть имя исследуемого нами персонажа, Мина (Амона), который персонифицировал истинность речений и в античную эпоху стал называться "Богом истины".

Воспользуемся нашими знаниями и полностью переведём имя Эммануил:

ΕΜΜΑΝΟΥΗΛ = ИСТИННЫЙ БОГ

Таким образом, в новорождённом Иисусе сразу узнали ожидаемого истинного бога, поэтому и назвали его соответственно. Аналогично манихеи, поклоняясь Богу Правой Руки, видели в нём истинного бога, подчёркивая этот статус эпиклесой "Бог Правой Руки". Но евангелисты, что характерно, ничего не знали об этом. В Масоретском кодексе имя ΕΜΜΑΝΟΥΗΛ дано в виде "ЭМАНУЭЛЬ", что лишний раз указывает на вторичность кодекса по отношению к Септуагинте: слово дано в искажённом виде и утраченной семантикой.



"Спас Эммануил". Симон Ушаков, 1697г.



ВЫВОДЫ

1. Иконография бога Амона (Мина) свидетельствует о том, что в этом образе запечатлён великий древнеегипетский предок с таким именем.
2. Семантику имени "Амон (Мин)" нельзя отождествлять с семантикой бога Амона, поскольку его имя относится к первобытному культу предков, точнее к конкретному доисторическому персонажу. По этой причине бог Амон - не сокрытый, это всего лишь имя. В качестве аналогии: современный человек по имени "Василий" - не царь.
3. Бог Амон в итифаллическом виде персонифицирует клятву; подняв правую руку - он клянётся в истинности своих слов (собой) и своим потомством (держится за фалл).

Amen




Андрей Кудрявец
28 января 2017г


════════════════════════






Хостинг от uCoz