Обратимся к общепризнанному источнику информации, к Википедии:
"Всевидящее око, или лучезарная дельта, — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник. ... Первое официальное упоминание лучезарной дельты как масонского символа относится к 1772 году и встречается в работе Уильяма Престона (1742—1818) «Иллюстрации масонства»"."
Образ "Всевидящего ока" на фронтоне северного фасада церкви Варвары Великомученицы в Москве (кликабельно). Источник.
Итак, в представленной информации утверждается, что "Всевидящее око" (ВО) является масонским символом и впервые упоминается во второй половине 18 века. Абсурдность этих утверждений очевидна любому, знакомому с христианской иконографией. В качестве примера приведём картину Якопо Понтормо "Ужин в Эммаусе", написанную в 1525 году:
"Ужин в Эммаусе", Якопо Понтормо, 1525г. (кликабельно). Источник.
Фрагмент:
Возникновение масонства относится к рубежу XVI-XVIIвв., поэтому Якопо Понтормо не мог знать о масонах и их символике. Некоторые свидетельства говорят о том, что ВО относится к более древней сакральной символике, доказательством чего служит изображение ВО на храме монастыря Ватопед, построенного в X веке:
"Всевидящее око" на фронтоне главной церкви монастыря Ватопед. Источник.
У священников есть своё мнение относительно ВО:
"Всевидящее Око – аллегорическое изображение, символизирующее Всеведение Божие. Идея его восходит к словам Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18). Оно вошло в употребление в Христианстве относительно недавно - с 17 века."
Святой отец вполне ожидаемо оказался далёк от фактуры, а лакуны в своих познаниях заполнил собственными измышлениями.
Ещё один пример подобных заблуждений найден на другом православном образовательном сайте:
"Око, нарисованное в треугольнике, одной стороной вверх, обозначает Святую Троицу. То есть, Бог, в трех лицах, имеет свойство всевидения, так как прозирает глубины сердец человеческих."
Ранее мы отмечали, что треугольник восходит к символике богини Танит, чьё имя происходит от эвфимистического имени бога солнца Атона вместо имени "Ра". Данное обстоятельство явилось основанием для для утверждения о связи треугольника с символикой солнца. В свою очередь, к символике Троицы относится восьмиконечный православный крест, о чём богословы также не ведают.
Любопытно, что в западной литературе доминирует мнение, что ВО является символом бога Осириса:
"Всевидящее око - важный символ Верховного Существа, заимствованный масонами от древних народов ... По тому же принципу египтяне представляли Осириса, своё главное божество, в виде символа открытого глаза, который изображали во всех их храмах". (Энциклопедия масонства Макки, The Masonic History Company, 1946, стр. 52-53, цитата из вторичного источника «Великая печать Соединённых Штатов: это оккультный смысл» Дэвида Каррико 1997, с. 28".Источник.
В древнеегипетских храмах и гробницах чаще всего изображали глаза Хора, называемые Уаджет, причём не всегда оба сразу - очень часто по одному в зависимости от контекста:
Правый глаз Хора - это солнце, левый - луна, из чего следует, что глаза Уаджет относятся к солярной символике, но не к Осирису. Однако в интернет-источниках и массовой литературе данное заблуждение получило широкое распространение. При этом необходимо отметить, что предположение о глазе Осириса является верным, но без раскрытия связи глаза с Осирисом его можно считать случайным "попаданием в цель". Далее мы и займёмся обоснованием.
Иероглифически имя Осириса записывается следующим образом:
Его семантика академической наукой до сих пор не раскрыта. Два символа - глаз и трон - задают фонетику в виде "ist-irt", фигурка человека с бородкой - детерминатив, придающий значение "бог". Особенность данной иероглифической записи в том, что глаз и трон задают не только вокализацию, но и служат идеограммами. Глаз как бы восседает на троне, но без мифологического контекста понять эту конструкцию практически невозможно. Контекст же заключается в том, что в религии Древнего Египта существовало представление о посмертном суде Осириса, в ходе которого сам Осирис принимал решение либо о принятии новопреставленного в своё небесное царство, либо о передаче оного на съедение чудовищу Аммут. Мистерия суда во всех подробностях описана в корпусе палеографических текстов под общим названием "Книга мёртвых". Рассмотрим пример одной из них:
Справа в наосе на троне восседает бог Осирис. В первую очередь он наблюдает за процедурой взвешивания сердца усопшего, которого ведёт за руку Анубис (слева). Аммут сидит под весами, открыв пасть, и готово съесть сердце Хунефера, что равносильно его окончательной смерти. Сердце положено на левую чашу весов, а на правой - перо богини истины и справедливости Маат. Сердце не должно перевешивать. Именно отсюда берёт начало библейская идиома "блаженны нищие духом", ибо сердце считалось вместилищем духа человека, грехи которого утяжеляли орган (соответствует современному выражению "камень на сердце"). Фраза "нищие духом" - результат неверной интерпретации и должна звучать иначе: "блаженны лёгкие сердцем".
Когда сердце выдержало экзамен взвешивания, наступает второй этап, и Хунефер (весь в белом в центре) держит слово перед Осирисом, зачитывая ему оправдательную речь, получившую в египтологии название "глава 125 "Книги мёртвых" (текст). По сути это была исповедь, во время которой Осирис пристально оценивал как сказанное, так и самого испытуемого, являясь таким образом воплощением всевидящего ока. Если же иметь в виду, что в древности придерживались экстромиссионистских представлений, согласно которым глаза испускают лучи, то Осирис, выходит, "просвечивал" испытуемого. Эта теория была очень популярной среди античных философов. Так, например, У Альбина, одного из учеников Платона, говорится:
"Установив на лице светоносные глаза, боги заставили их сдерживать заключённый в них огненный свет, гладкость и плотность которого роднила его, по их мнению, с дневным светом. Этот внутренний свет, чистейший и прозрачнейший, легко изливается через глаза в целом, но особенно легко — через их середину. Сталкиваясь, как подобное с подобным, со светом извне, он создаёт зрительные ощущения". Источник.
Теория экстромиссии просуществовала около 2000 лет:
Иллюстрация из «Системы визуального восприятия человека» (1687 г.), описывающая теорию излучения. Источник.
17 век, когда была написана работа - это эпоха расцвета масонства, среди которого нас более всего интересуют иллюминаты, использовавшие символику ВО:
Символ иллюминатов на долларовой купюре. Источник.
Смысл символа пирамиды в том, что тогда считали пирамиду носителем великих тайн и мудрости веков. Это обстоятельство обусловило неуёмную страсть первых исследователей-европейцев к всестороннему изучению пирамид (см. Питер Томпкинс "Тайны Великой пирамиды Хеопса"). Пирамидион с глазом - отсылка к символике бога-отца Саваофа, имя которого означает "светящее солнце", да и сам треугольник, как мы знаем, относится к солярному символу. При этом иллюминаты закладывали иной смысл: пирамида несёт свет знаний - в точном соответствии с теорией экстрамиссии. В русском языке это отразилось в словах "проСВЕЩЕНИЕ" и проСВЕТлять.
Выводы
1. Появление символики ВО не связано с масонами, а самый ранний случай его создания фиксируется X веком.
2. ВО не имеет отношения к Троице, его символика восходит к солярному символу в виде треугольника, который, в свою очередь, является редуцированной формой богини Танит.
3. Символ ВО заимствован из иероглифической записи имени Осириса, представленной в виде глаза, восседающего на троне.
4. Глаз олицетворят бога Осириса, вершащего посмертный суд.
5. Иллюминаты заимствовали ВО, а также символ пирамиды, будучи уверенными в пирамиде, как источнике древних знаний, получив таким образом символ просвещения.