К вопросу о Рюриковичах и государственности Руси



К вопросу о Рюриковичах и государственности Руси




Напомним: имя РЮРИК означает "сокол" и фактически является титулом правителя по образу и подобию египетских фараонов, выступавших в образе солярного божества, правившего на земле:

Рарог, Рарашек (чеш. и словац.), Рариг (укр.), в славянской мифологии огненный дух, связанный с Культом очага. Согласно чешским поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог представляли в образе птицы (обычно хищной - ср. чеш. raroh, "сокол")...(Мифологический словарь. Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.)

В Древнем Египте сокол олицетворял образ древнеегипетского бога Хора, имя которого присваивалось фараону - так называемое хорово имя.

Существует расхожая версия об этимологии имени "Рюрик", согласно которой имя восходит к прагерманскому "Hrōþirīks" в значении "Славный Правитель". Но "Славный Правитель" никоим образом не связан ни с птицей, ни с драконом, поэтому данная этимология представляется неверной.

В очередной раз приходится констатировать, что составители мифологического словаря, из которого приведена цитата, не обладают знаниями о Древнем Египте либо, как водится, считают его дивной экзотикой, не имеющей ничего общего с индоевропейской цивилизацией. Отсюда и происходит неспособность сопоставить древнеегипетского солярного Хора со славянским Раригом в образе сокола. Правда, в нашем случае следует вести речь о Хоре Бехдетском - синкретическом божестве, объединяющем бога солнца Ра и небесного Хора:

1.


Также его называли Ра-Хор, из которого в результате метатезы ("Х" и "Р" поменялись местами) произошло имя "Ра-рох" или "Рарог".

В гносеологическом тупике оказались и поиски происхождения царской символики в виде двуглавого орла, следы которого, по мнению одних историков теряются в глубокой древности, а по мнению других - восходят к двуглавому орлу хеттов. Утрачен и смысл самого символа, отчего учёным приходится довольствоваться гаданиями на тему семантики.

Одной из такой попыток является статья Силаева А.Г. (часть 1, часть 2). Её отличает неплохой подбор фактологического материала о распространённости двуглавой символики. Автор, движимый религиозными чувствами, даёт отпор атеистам и заодно предлагает собственную трактовку:

"Беда всех советских и постсоветских исследователей данного вопроса заключается в том, что несмотря на свою высокую эрудированность, они оставались убеждёнными атеистами, неспособными вникнуть в религиозное сознание людей далёкого прошлого. Одно лишь рассмотрение мотивации поступков средневековых московитов с узких позиций современно толкуемого политического рационализма не в состоянии обнажить всю полноту описываемых ими исторических событий, ибо невозможно написать правду о православии, не будучи православным. Поэтому и двуглавому орлу отведена этими публикаторами сомнительная роль византийской имперской эмблемы, позаимствованной провинциальным московским правителем для придания своему княжению большего блеска и политического веса. …Заменил ли сохранившийся орёл более древнего, или перед нами изначальный средневековый символ византийской "гармонии сфер" – единения базилевса и патриарха, императорской и церковной властей в их бренном земном служении Всевышнему? Пусть даже в истории Византии подобной идиллии так и не сложилось, но вот он – идеальный символ идеального единомыслия!".

По нему выходит, что двуглавый орёл – это слившиеся в объятиях царь и патриарх. Довольно смелая версия, если не сказать более. Но она не даёт объяснения распространённости этой символики и не раскрывает её семантики, не отвечая при этом на вопрос: "зачем изображать патриарха с царём в образе двуглавой птицы?!"

Применительно к этой тематике, предлагаем рассмотреть эпизод из истории Руси, когда Иван Васильевич III (1440 — 1505) взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог. Первое, что обращает на себя внимание, это странное родовое имя ПАЛЕОЛОГ (Παλαιολόγοι ), которое якобы переводится как "древний словом". Сам род с этим именем теряется, как обычно, в глубине веков. Но он отмечен одной яркой особенностью, имеющей отношение к данной теме, а именно родовым гербом в виде двуглавого орла:

2.


Считается, что вместе с Софьей Палеолог на Русь пришёл и её родовой герб, ставший царским гербом правителей Руси. Но пришла ли Софья Палеолог на Русь только со своим гербом? Этот вопрос невольно возникает при взгляде на медаль византийского императора Иоанна VIII Палеолога (1392 — 1448):

3.800px-John_VIII_Palaeologus,_Emperor_of_Byzantium.JPG


По-русски надпись можно прочесть следующим образом: Римский император (басилевс) и автократор (самодержец) Палеолог ┼ (сущий) Иоанн. Крестик в надписи - это древнеегипетский иероглиф imy со значением "сущий", т.е. воссуществовавший в небесном царстве бога Хора, что соответствует божественному статусу царствующего императора. Дело в том, что почти все усопшие (не считая не прошедших посмертный суд) тоже считались обитателями царства небесного, не обладающих при этом статусом правителя.

Если учесть, что имя "Василий" происходит от титула "базилевс", то выходит, что имя "Иоанн Васильевич" - это калька с имени "басилевс Иоанн", оно-то и было заимствовано в Византии, но не в качестве титула, а как имя. Вновь не может не смущать родовое имя "ПАЛЕОЛОГ", перевод которого не совсем вписывается в титул правителя, причём, по свидетельству некоторых источников, ранее оно переводилось как "торговец старьём" ("Древняя Русь в свете зарубежных источников", том II, "Византийские источники", стр. 263). Трудно представить, чтобы царя именовали столь нескладным эпитетом, если даже предположить вариант "древний словом". Рассмотрим лингвистический контекст, тем более лингвистика зачастую вскрывает довольно любопытные исторические аспекты.

Что если отделаться от попыток выделить в этом имени две корнеобразующие морфемы ПАЛЕО + ЛОГОС и попытаться взглянуть на слово целиком? Получится, что ПА – это префикс, идущий от коптского притяжательного артикля πα-. Он попал и в русский язык в следующем виде:

"па-" - префикс. Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением похожести на то или близости к тому, что названо мотивирующим именем существительным (па́груздь, па́клен, па́ужин и т.п.).

В свою очередь ЛАИОЛОГОС (λαιολόγοι ) – собственно само слово, которое, на первый взгляд, ничего знакомого в себе не несёт. Но вспоминая, что даже древнеегипетское прочтение допускало ротацизм (замену Р<–>Л), мы получаем полное право записать слово следующим образом (учитывая греческое написание): ЛАИОЛОГ-ОС => РАЙОРОГ (без окончания -ос, отбрасываемое в русском языке). Но это ведь уже упоминавшийся выше Рарог или более привычный для историков Рюрик!

Учитывая смысл, привносимый префиксом ПА- , имя ПАЛЕОЛОГ переводится как "ПОДОБНЫЙ РАРОГУ". Рарог – это небесно-солярное божество, поэтому "ПОДОБНЫЙ РАРОГУ" семантически идентично более привычному "СОЛНЦЕПОДОБНЫЙ". Однако в данном случае мы имеем уточняющую деталь в виде родового герба с двуглавым орлом (илл.2), который снимает все сомнения в точности перевода титула императора. Его окончательное чтение: Подобный Рарогу (Рюрику) могущественный император и самодержец божественный Иоанн.

Любопытно в этой связи отметить, что в облике Ивана Васильевича IV знаменитый антрополог М.М. Герасимов выявил "черты средиземноморского типа":

"По своему антропологическому типу он ближе всего к динарскому, то есть типу очень характерному для западных славян. Однако в его черепе есть черты, как-то: очень высокие округлые орбиты, резко выступающий тонкий нос. Эти черты больше соответствуют средиземноморскому типу".

Останки Ивана Грозного имели ещё одну особенность, оставшуюся непонятой академической наукой:

Удивило членов комиссии положение правой руки царя: она была согнута в локте и поднята прямо вверх, прижата к ключице. Точно в таком же положении находилась правая рука Скопина-Шуйского. В чем дело? М.М. Герасимов предположил, что "это какой-то особый обряд, до сих пор нам неведомый" (ibid).

Разумеется, что это не какой-то диковинный обряд. Суть в том, что поднятая правая рука соответствует типичной позе Амона - одного из самых популярных древнеегипетских богов:

4.


Данный факт снова свидетельствует в пользу тесных контактов Руси с Египтом, имея в виду, в том числе, образование кириллицы из коптского алфавита. Вполне можно предположить, что посланники земли русской, находясь в обители богов - в Египте - изучали тамошний пантеон и символику, привнеся их затем в погребальный культ, не ставший, однако, традиционным. Видимо, посвящённые в него не оставили после себя соответствующих записей, отчего ритуал погребения, характерный для Ивана Грозного и Скопина-Шуйского, применялся лишь в течение короткого промежутка времени - ориентировочно с конца XVI века по начало XVII.

Но вернёмся к происхождению двуглавого орла. Принятая на сегодня основная версия относит генезис двуглавого орла к хеттам. Однако проблема в том, что ассириологи, выдвинувшие её, придерживаются библейской хронологии, что вряд ли сочетается со строгим научным подходом. Кроме того, практически все артефакты хеттов представляют собой изделия из камня, поэтому их невозможно датировать рутинными инструментальными методами.

В качестве примера рассмотрим хеттский символ крылатого диска:

5.
Изображение крылатого диска на стеле Ашшурнацирапала II, IX век до н.э.


Общепринятая на сегодня версия происхождения крылатого диска апеллирует к виду солнца во время затмения, что неудивительно, т.к. была сформулирована на заре становления египтологии, когда мало кто из учёных понимал роль Древнего Египта в жизни ойкумены. При этом подчёркивается массовое хождение крылатого диска в древности. Естественно, что из-за недостатка знаний не учитывался один немаловажный аспект: в Древнем Египте легко прослеживается становление символа Хора Бехдетского (илл.1), восходящего к разнообразной символике бога Хора, в том числе к этой:

6.


В других же странах крылатый диск возникает из ниоткуда - нет ни предыстории, ни соответствующей мифологии, поэтому и появилась версия с затмением солнца.

Похожая история была и с двуглавым орлом, впервые замеченным в символике хеттов:

7.
Двуглавый орёл, высеченный в святилище Аладжахёйюк, хеттский период (1900-1200 гг. до н.э.).


Ассириологи, не долго думая, занесли двуглавого орла хеттам в актив, не предполагая отвечать на вопросы о происхождении и семантике. Хотя для этого вовсе не требовались титанические усилия, ибо у соседей хеттов - в Древнем Египте - подобная символика не вызывала затруднений в понимании смысла, заложенного в ней, и генезиса. Двуглавый орёл снова восходит к образу древнеегипетского бога Хора, представленного в двух ипостасях: Хор востока, где возрождается солнце и Хор запада, где оно умирает. Этих двух Хоров можно видеть на многочисленных погребальных изображениях, и они тем самым как бы соотносятся с современными погребальными надписями, в которых указываются даты рождения и смерти. Частое использование символики двух Хоров привело к возникновению синкретического божества, объединяющего Хора востока с Хором запада - так появился Хор Двух горизонтов, именуемый Хорахути:

8.
(Уоллис Бадж, The Gods of the Egyptians)


В дополнение можно отметить, что хетский двуглавый орёл на илл.7 ухватил какие-то предметы, похожие на округлые булыжники, которые интерпретируют кроликами, полагая, что таким образом хеттский царь расправляется со своими врагами. Но если взглянуть на прообраз (илл.6), то там бог Хор несёт в лапах два символа Шен, означающих "вечность". Это лишний раз свидетельствует о заимствовании хеттами древнеегипетской символики. Кроме того, следует сказать, что Рарог в образе князя Рюрика соответствует Хорахути в образе фольклорного царя Гороха, имя которого, очевидно, восходит к имени двуглавого орла: ХОРАХУТИ=>ГОРАХ+ути=>ГОРОХ.

Конечно, заимствование Русью древнеегипетской символики, кириллицы и византийской титулатуры не может не поражать своими масштабами, особенно учитывая средиземноморский типаж Ивана Грозного, но в данном контексте важно, что, таким образом, полностью отпадает норманская теория становления государственности Руси, принятая сегодня в академической науке. Безусловно, что контакты северных народов с Русью имели место и нашли соответствующее отражение в русской культуре. Но не стоит их переоценивать хотя бы потому, что скандинавские божества не шли ни в какое сравнение с египетским пантеоном, оказавшим большое влияние на цивилизацию всей планеты.



Андрей Кудрявец
23 июня 2009 — 18 мая 2019г


════════════════════════






Хостинг от uCoz