Пирамиды, как разновидность погребальных курганов
Пирамиды, как разновидность погребальных курганов.


Ранее нами была высказана гипотеза, согласно которой пирамиды восходят к культу гор эпохи палеолита и служили египтянам своеобразным связующим звеном между Небом и Землёй в ритуале божественного перевоплощения фараона.

Очевидно, сам ритуал представлял собой Осирисову мистерию, что непосредственно следует из содержания "Текстов пирамид", а также, как ни странно, из христианской иконографии и религиозных текстов. В последних говорится о перевоплощении Иисуса Христа в Царя Небесного через скальную гробницу, а на иконах изображалось таинство Рождества в чреве горы, причём родившийся Христос оказывался мумией, лежащей в саркофаге (см. по ссылке). Путаница с посмертным перевоплощением и Рождеством - результат синкретичности Христа, совместившем в своём образе Земного Царя (Хора-старшего) и Царя Небесного (Осириса), что стало поводом неутихающих теологических споров о физической сущности Христа - человеческой или божественной. В определённом смысле правы и монофизиты, и диафизиты. Хор, как один из прообразов Христа, был Земным Царём, но после посмертного перерождения он становился Царём Небесным, т.е. Осирисом (второй прообраз Иисуса). Неразбериха возникла ещё и потому, что Исида (прообраз Девы Марии) своими руками изготовила мумию Осириса и она же родила Хора-младшего - сына Осириса. Позже, в христианскую эпоху, оба события - перерождение Хора-старшего в Осириса и рождение Хора-младшего - слились в одно, поэтому на иконах Рождества Христова (см. по ссылке) последний появляется в виде мумии, лежащей в саркофаге, что говорит об Осирисе (бывшем до того Хором-старшим), т.е. Царе Небесном, а её крошечные размеры - о Хоре-младшем, непорочно зачатом от Осириса.

Но вернёмся к пирамидам, т.к. главное для нас - выяснить, насколько подтверждается наш предыдущий вывод о ритуале кремации фараонов Древнего Египта, с которым, очевидно, было связано строительство пирамид. Для детального изучения этого вопроса необходимы специальные исследования в пирамидах с целью выявления признаков совершавшегося трупосожжения, включая наличие частиц пепла в кенотафах или в сопутствующей утвари. За отсутствием такой возможности, нам придётся опираться лишь на имеющиеся сведения, в числе которых наибольшую ценность представляет информация о самой необычной - с точки зрения конструктивных особенностей - пирамиде, якобы построенной фараоном Хуфу.

Рассмотрим строение типичной древнеегипетской пирамиды, наиболее часто встречающееся у подавляющего большинства из них. В качестве примера возьмём пирамиду Джедкара, расположенную на юге Саккары:


Рис.1. Схема пирамиды Джедкара.

Выход пирамиды "смотрит" в сторону северного полюса мира, в окрестности которого "обитают" "неумирающие" созвездия - те, что никогда не опускаются под горизонт. Это свойство пирамид относится к онтологически обусловленным, поэтому неудивительно, что вопросу ориентации пирамид придавалось первостепенное значение. Кроме того, сам факт направленности выхода пирамиды на небо говорит о том, что она изначально замышлялась как инструмент непосредственного достижения Царства Небесного, минуя подземный Дуат.

Как видно на приведённых схемах, в пирамидах, кроме усыпальниц и проходов, часто встречаются служебные помещения и камеры для хранения ритуальных даров, а в иных случаях - загадочные галереи с уступчатыми сводами. К числу необычных и редко упоминаемых особенностей пирамид относится ориентация саркофагов усыпальниц - они всегда расположены по оси север-юг, а не традиционно - с востока на запад, как в обычных захоронениях. Комментариев относительно столь странного "погребения" практически не встречаются, что, впрочем, не умаляет уверенности египтологов в предназначении пирамид в качестве усыпальниц. Попутно замечу, что подобная ориентация трупоположений встречается в боспорских курганах, но применительно к ним есть предположение: покойника специально клали так, чтобы он мог "смотреть" либо на восток, либо на запад. Возможно, в этом объяснении есть доля истины, хотя она не исключает элементов заимствования и прилаживания к местным погребальным культам.

Опираясь на высказанную ранее мысль о христианской иконографии, сохранившей следы древних ритуалов, позволим себе предположить, что "усыпальницы" пирамид и стоящие в них саркофаги использовались для мумификации фараона. На иконах "Рождество Иисуса Христа" в чреве горы изображен саркофаг, а в нём лежит только что родившийся Осирис. И если место действия переместить в пирамиду, то выходит, что рождество Осириса происходило именно в ней. Пирамида таким образом исполняла своё женское предназначение - она давала фараону новую жизнь в облике бога Осириса.

Саркофаг, чисто в технологическом аспекте, мог использоваться для довольно сложной процедуры бальзамирования тела фараона, включавшего 40-дневную выдержку в растворе натрона (согласно Геродоту), который, очевидно, заливали прямо в саркофаг.

Ритуальный смысл пирамиды со стороны видится так: в неё вносят тело фараона - бывшего Хора-старшего, - а выносят бога Осириса, и пирамида таким образом играет роль Богородицы - по образу и подобию Девы Марии, сидящей на иконах рядом с саркофагом и олицетворявшей саму гору. Совпадение ритуального назначения пирамид с христианским иконографическим символизмом видится ещё и в тождественности имен главных действующих лиц, т.к. пирамида в Древнем Египте называлась MR, что вполне могло читаться как Мария. Кроме того, вспомним ещё одну недвусмысленную богословскую традицию, по которой Богородица ассоциируется с горой, в связи с чем появился иконографический канон "Богородица Гора Нерукосечная". Теперь уже ясно, почему в христианской традиции принято отпевать покойников в храме, понимаемом как "лоно Церкви", поскольку само слово "храм" происходит от арабского "харам", означающего пирамиду.

После "рождения" бога Осириса, как следует из "Текстов Пирамид", его следовало отправить непосредственно на небо, для чего тело Осириса сжигали, и его "аромат" достигал царства богов (см. по ссылке выдержки из "Текстов пирамид"). Но где проводилась кремация? Приблизительные расчёты показывают, что объёма воздуха в типичной усыпальнице пирамиды достаточно для сжигания свыше 20кг органики. Казалось бы, этого не достаточно, но необходимо учитывать, что тело мумии было полностью обезвожено и пропитано маслами, способствовавшим лучшему горению. Ведь неслучайно разные источники сообщают, что в 19-м веке египетские мумии использовали вместо дров!

Однако подобные процедуры внутри усыпальницы должны были оставить следы, которых почти нигде не обнаружено. Следовательно, ритуал трупосожжения фараона проходил где-то рядом с пирамидой. Если обратиться к схеме типичной пирамиды (рис.1), то для этого вполне подходит перистиль Е (на схеме справа), в центре которого разжигали священный костёр, отправлявший "новорожденного" Осириса в Царство Небесное. Сцена должна была напоминать реконструкцию, показанную на французском канале TF1, за одним исключением - мумия фараона должна лежать не на столе, а на специально приготовленных поленьях:


Рис.2. Реконструкция траурного прощания с фараоном внутри перистиля храма пирамиды.

В дальнейшем из пирамиды делали кенотаф - символический погребальный памятник, а вокруг создавался некрополь для всех желающих последовать за возлюбленным фараоном.

Вопрос с местом кремации фараона нельзя считать закрытым, т.к. весьма соблазнительно проводить её непосредственно в пирамиде, которая в этом случае станет не просто богородицей - местом рождения Осириса, - но и своеобразной лестницей для подъёма на небо (см. "Назначение пирамид" и лестница - как богородичный символ). Для этих целей необходима особая пирамида, существенно отличающаяся от других и приспособленная для проведения в ней трупосожжения. Как было сказано вначале, такая пирамида есть - именуемая ныне "Великая пирамида" Хуфу. Первое, что обращает внимание в пирамиде, это наличие в ней двух отдельных камер:


Рис.3. Пирамида Хуфу в разрезе.


Нижнюю камеру назвали "Камерой царицы" (КЦЦ), а верхнюю - "Камерой царя" (КЦ). Выбор названия был связан с арабской традицией устраивать женские могильники с двускатным потолком, и, в свою очередь, мужские - с плоским (см. "Двускатная крыша, как символ Богородицы"). Но как оказалось, всё было намного сложней - двускатные потолки имели обе камеры, что видно на схеме. Если судить по оформлению усыпальниц пирамид V и VI династий, то потолок однозначно ассоциировался с небом, которому соответствовала богиня Нут:


Рис.4. Изображения неба на потолках ритуальных камер пирамид Меренры I Немтиемсафа (слева) и Унаса (справа).


Аналогичная ситуация имела место в обычных гробницах, и даже крышки саркофагов, как правило, украшали изображением богини Нут:


Рис.5. Богиня Нут на крышке саркофага, найденного Генрихом Бругшем в 1857 году.


Следовательно, надо признать, что названия КЦЦ и КЦ являются условными и не отражают истинного назначения камер. Если в обеих камерах потолки символизируют небо, то почему в КЦ такой сложный и необычный потолок? Версия о строительстве египтянами неких разгрузочных камер выглядит наивной и не представляет интереса для обсуждения, ибо, как можно убедиться, в соседней пирамиде Хефрена усыпальница устроена без каких-либо опасений от "гигантского давления блоков". Вес блоков распределяется по всему основанию пирамиды, поэтому давление на потолок камеры не столь велико и его легко выдерживают плиты, образующие двускатный потолок.

На самом деле, подсказка относительно назначения "разгрузочных камер" лежит совсем рядом, если помнить, что потолок камер символизировал небо. Очевидно многоуровневый потолок отражает представления древних египтян о морфологии небес, и здесь нам поможет космология Птолемея, по которой небо состояло из 8 сфер. По двум сферам двигались Солнце и Луна, на одной держались неподвижные звёзды, а 5 оставшихся сфер соответствовали планетам солнечной системы, видимых невооруженным глазом: Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну. У нас нет точной информации о космологических представлениях строителей пирамид, живших почти за 3000 лет до Птоломея, но небеса, состоящие из пяти независимых планетных уровней (5 небесных сфер), представляются более убедительными, нежели бессмысленные разгрузочные камеры:


Рис.6. Схема устройства небесного потолка "Камеры царя".


Если это были действительно технологические камеры, то какой смысл полировать поверхности четырёх потолков, обращенные к усыпальнице? Египтяне были весьма практичны и не занимались бесполезным трудом - скрытые от глаз внутренности пирамиды выложены из грубо обработанных блоков, а в иных случаях прибегали к засыпке полостей битым камнем и песком. Полировка поверхностей гранитных плит - верный признак их особого назначения, отличного от простой несущей конструкции.

Вентиляционные каналы - ещё один специфический признак пирамиды Хуфу. Их назначение как вентиляционных мало кого удовлетворяет, что приводит к появлению разного рода гипотез. Роберт Бьювел считает, что каналы предназначены для наблюдений за звёздами и "привязки" пирамиды к ним. Красивая версия, если бы не одна неприятность - часть каналов изгибается и через них не видно небо:


Рис.7. Схема, показывающая изгиб вентиляционных каналов (источник - ссылка).


Ряд египтологов полагают, что каналы предназначены для путешествия души фараона. Но почему два канала? Разве в небо отлетает сразу две души фараона? К тому же, как выясняется, некоторые каналы были заглушены и не имеют сквозного выхода наружу:


Рис.8. Заглушки каналов КЦЦ (источник - ссылка).


Наиболее оригинальным из всех оказался Захи Хавасс (председатель Высшего Совета Древностей в Египте), который надеется найти в каналах спрятанные египтянами книги с текстами, помогавшие "вести умерших по опасным дорогам загробного мира". Здесь удивляет не столько наивность главного египтолога в мире, сколько его элементарная безграмотность - он, оказывается, не знает содержания "Текстов пирамид", в которых нет "опасных дорог" потустороннего мира!

Но почему египтологи не могут позволить себе увидеть в каналах то, что напрашивается само-собой - их вентиляционные свойства? Ответ кроется в их фундаментальном заблуждении относительно назначения пирамид. Египтологи уверены, что пирамиды служили усыпальницами, а мёртвым вентиляция не нужна, поэтому им приходится фантазировать и выдвигать порой странные версии. В контексте предложенной гипотезы каналы получают простое и логичное объяснение: "усыпальницы" спроектированы для ритуала трупосожжения фараона непосредственно в них, для чего вентиляция нужна в первую очередь. Через неё "аромат" фараона поднимется в небо, а некоторая его часть задержится в пяти импровизированных небесных сферах над КЦ.

Соответственно заглушки каналов также имеют простую и понятную функцию - они предотвращают попадание в помещения пирамиды летучих мышей и насекомых. А перед использованием пирамиды по назначению заглушки вынимались с помощью захватов, концы которых видны изнутри (рис.8).

В период правления в Египте арабов, пирамиды стали объектом "добычи" камня для гражданского строительства в растущем Аль-Кахире (арабское назв. Каира). В ход пошла вся облицовка пирамиды Хуфу и значительная её часть пирамиды Хефрена. В результате обнажились каналы КЦ, и с тех пор пирамида на сотни лет оказалась во власти летучих мышей, оставивших после себя неописуемое количество помёта.

Нам осталось найти свидетельства, указывающие на возможное проведение кремации внутри самой пирамиды и непосредственно в КЦ. Оказывается, они есть! Первое косвенное свидетельство видно в самой камере - это чёрный налёт внутри вентиляционных каналов:


Рис.9. Вход в северную воздушную шахту КЦ.


При этом на самих стенах КЦ никаких следов уже не видно. Причина - чистка помещений пирамиды от варварских надписей посетителей прошлых лет и следов жизнедеятельности летучих мышей:


Рис.10. Состояние стен КЦ в 19 веке (слева) и в настоящее время (справа).


Второе важное свидетельство - состояние саркофага КЦ. Вид грубо изготовленного и необработанного изделия резко контрастирует с техническим совершенством всей пирамиды:


Рис.11. Вид саркофага в КЦ пирамиды Хуфу.


Причём речь ведь идёт о святая святых всего комплекса! Разве могли египтяне позволить себе такое непочтительное отношение к своему фараону? А как бы отреагировал фараон, увидев подобное "творение"?..

Однако, если заглянуть вовнутрь саркофага, то сразу обнаруживается несоответствие формы и содержания - его внутренняя поверхность имеет прекрасную отделку и тщательно отполирована:


Рис.12. Вид тщательной внутренней отделки саркофага в КЦ пирамиды Хуфу (источник - ссылка).


Что же произошло с саркофагом? Согласно одной из арабских легенд, в 820 году (по другим сведениям - в 831 году) арабы по приказу халифа аль-Мамуна проникли в пирамиду, надеясь обнаружить в ней несметные сокровища. Но не найдя в ней ничего, кроме пустых камер и прекрасного саркофага, арабы впали в бешенство и принялись крушить саркофаг и гранитные стены. Тратить силы и время, чтобы отомстить гранитной глыбе - занятие, лишенное всякого смысла. Это даже не тот случай, как в романе Ильфа и Петрова - "пилите, Шура, пилите - они золотые!". Поэтому легендарная версия представляется сомнительной и призвана объяснить странный вид саркофага. Если же рассмотреть следы повреждений саркофага более внимательно (Рис.11,12), то можно заметить, что на нём нет типичных сколов с острыми краями от рубящих ударов, как, например, на гранитном сфинксе в Санкт-Петербурге:


Рис.13. Гранитная статуя сфинкса в Санкт-Петербурге (источник - ссылка).


Такое впечатление, что гранит саркофага как бы "осыпался". На специализированном сайте, посвящённом изучению пирамиды Хуфу, особо подчёркивается: "сколы все гладкие - затёрты миллионами туристов, острых кромок нет". Объяснение гладкости сколов отполированностью туристами - явное лукавство, поскольку точно таким же увидели саркофаг первые европейские исследователи, попавшие в пирамиду Хуфу задолго до туристического бума. Так бывает: когда у авторов ничего не срастается, они цепляются за первые понравившиеся им аргументы, которые, впрочем, легко опровергаются. Далее авторы, оценивая возможное назначение саркофага (версии, по правде говоря, одна фантастичней другой), пишут: "камера сгорания топлива (не выдерживает никакой критики из-за полного отсутствия неизбежных следов температурных воздействий, равно как и побочных продуктов - сажи, золы, плавней)". Автор версии, видимо, полагал, что пирамида представляла из себя своеобразную котельную, а критик, судя по лексике, большой знаток кочегарного дела, разнёс версию в пух и прах.

Действительно, гранитный саркофаг не похож на топочный котёл, но воздействие на него высокой температуры налицо! Только этим можно объяснить осыпание и растрескивание гранита, из которого сделан саркофаг. Растрескивание гранита происходит из-за вспучивания при температуре свыше 500-600°C кристаллов слюды (мусковита), входящей в его состав. В результате гранит не выдерживает высоких температур и крошится на мелкие фрагменты. Лучшая сохранность внутренних поверхностей саркофага, в отличие от внешних и верхней кромки в особенности, можно объяснить конструкцией погребального костра, несущим центром которого послужил сам саркофаг. Внутри саркофага сжечь мумию проблематично - в нём накапливаются продукты горения, а притока кислорода практически нет. Вопрос решаем с применением нитрата натрия (натриевой селитры), богатые залежи которого в Египте находятся между Луксором и Эдфу (ссылка). В Египте его издавна применяли в качестве азотного удобрения. Смешанный с органикой нитрат натрия становится фактически порохом, и если дегидратация тела будущей мумии производилось с его помощью, то дальнейшая её кремация могла напоминать настоящий фейерверк!

Судя по картине осыпания гранитного саркофага, наибольшему воздействию температуры подверглась его верхняя часть, из чего следует, что центр ритуального костра располагался на уровне его верхней кромки (Рис.14). Во время горения костёр терял форму и головешки падали вокруг саркофага, нагревая тем самым саркофаг снаружи. Быстрей всего нагревались выступающие части саркофага - углы. В них гранит утоньшается и, как следствие, понижается теплосъём, что приводило к чрезмерному нагреванию (>600°C) и растрескиванию гранита на мелкие фраменты. Как видно на фотографиях (Рис.10,11,12), у саркофага, в итоге, осыпались все внешние углы.

Головешки, упавшие вовнутрь саркофага, переставали интенсивно гореть и переходили в режим слабого тления, не вызывая критического нагрева саркофага изнутри. Тем более тепло, поглощаемое внутренними стенками, эффективно распределялось по всему телу саркофага, приводя к повышению его температуры, но не до критической (500°C). Часть тепла передавалось гранитному полу, на котором стоял саркофаг, что также способствовало его охлаждению.

Таким образом, теоретическая картина возможных повреждений саркофага от ритуального костра полностью совпадает с реальной: у саркофага осыпались все выступающие углы, сильному термическому воздействию подверглись внешние стенки и более всего - верхняя кромка.

Ряд арабских источников указывают, что люди аль-Мамуна обнаружили на полу КЦ (иногда добавляют и "Большую галерею") слой белого порошка толщиной в пол локтя, напоминающий тальк. Маловероятно, чтобы это был пепел - такое количество слишком велико. Очевидно, это был помёт летучих мышей, о котором позже упоминали европейцы, называя примерно ту же толщину отложений.

Третье свидетельство трупосожжения в КЦ пирамиды Хуфу находится в её импровизированных небесных сферах, т.е. в многоуровневом потолке над КЦ.

Немного предыстории. Первые свидетельства о необычном потолке в КЦ были получены от Натаниэля Дэвисона, проникшего в 1765 году на первый уровень, благо, что для этого в пирамиде был предусмотрен специальный лаз (Рис.6). Кто там лазил в древности и зачем - выяснить не удалось. На полу первого уровня Дэвисон обнаружил толстый слой мышиного помёта, который скрывал совершенно необработанную поверхность гранитных блоков, образующих потолок. Над собой, к своему удивлению, Дэвисон обнаружил плоский потолок - такой же, как и в КЦ. Однако на верхние уровни проходов уже не было, поэтому дальнейшее изучение потолков продолжилось лишь с появлением в Египте британского полковника Говарда Вайса. Он, не мудрствуя лукаво, принялся прорубать проход на верхние уровни с помощью динамита. И ему это удалось! В конце мая 1837 года Говард Вайс проник на второй уровень, который он позже назовёт камерой Веллингтона. В те дни он записал в свой дневник следующее (The Pyramids of Gizeh in 1837: With an Account of a Voyage Into Upper Egypt, By colonel Howard Vyse. VOL. I):

"For a day or two after the chamber had been opened, those who remained in it became blackened as if by a London fog : as this effect gradually disappeared, I conceive it to have been occasioned by blasting, and by the sudden admission of the air. Upon first entering the apartment, a black sediment was found, of the consistence of a hoar-frost, equally distributed over the floor, so that footsteps could be distinctly seen impressed on it, and it had accumulated to some depth in the interstices of the blocks. Some of this sediment, which was sent to the French establishment near Cairo, was said to contain ligneous particles. When analysed in England, it was supposed to consist of the exuviae of insects ; but as the deposition was equally diffused over the floor, and extremely like the substance found on the 25th instant at the Second Pyramid, it was most probably composed of particles of decayed stone. If it had been the remains of rotten wood, or of a quantity of insects that had penetrated through the masonry, it would scarcely have been so equally distributed ; and, if caused by the latter, it is difficult to imagine why some of them should not have been found alive when the place was opened evidently for the first time since the pyramid was built".

Перевод: "Через один-два дня после открытия камеры те, кто оставался в ней, стали черней, чем от лондонского смога: так как эффект постепенно исчез, я решил, что он был вызван взрывами и внезапным поступлением воздуха. При первом посещении камеры был обнаружен чёрный осадок, по консистенции напоминающий иней и равномерно покрывавший весь пол, из-за чего можно было видеть на нём чёткие отпечатки следов; кроме того он концентрировался на некоторой глубине в промежутках между блоками. Некоторое количество этого осадка было послано во французское представительство рядом с Каиром, заявившее что он содержит древесные частички. Проведённые исследования в Англии дали предположение о чешуйках насекомых, но так как отложения были распределены по полу и осадок был чрезвычайно похож на вещество, найденное в тот же время во второй пирамиде (в районе Саккары - авт.), то вероятней всего он представляет собой каменную пыль. Если бы это были остатки разложившегося дерева или некоторого количества насекомых, проникших в постройку, то едва ли они были так равномерно распределены; и если осадок вызван последними (насекомыми - авт.), то трудно себе представить, почему некоторые из них не должны были быть найдены живыми, когда камера, очевидно, была открыта впервые после постройки пирамиды".

Итак, давайте выясним, с чем же столкнулся Говард Вайс. В одних случаях он говорит про "чёрный осадок", а в другом - про каменную пыль (дословно - "частички распада камня"), т.е., проще говоря, осадок напоминал сажу. Но мысль о саже была в корне чужда Вайсу и он предпочёл делать выбор между частичками дерева или чешуйками насекомых, подвергшихся карбонизации, и каменной пылью. Но откуда в пирамиде взялись чёрные камни и как они равномерно там "распылились"? Чёрный "осадок" так потряс Говарда Вайса, что он не смог ничего лучшего придумать, как списать его на неизвестно откуда взявшуюся каменную пыль. Заключение французов Вайса не удовлетворило, т.к. он полагал, что древесные частички должны были оставить распавшиеся деревянные предметы, но при этом не получится равномерного распределения "осадка" по всему полу. Но удивительно другое - в научной литературе укоренился вывод британских учёных (sic!) о потрясающих насекомых, оставивших свои чешуйки в единственном месте на планете. Британские учёные поразили и самого Вайса - никаких насекомых он не встретил и, вероятно, не нашел ничего похожего на их останки, хотя кератиновые и хитиновые части тел насекомых должны были полностью сохраниться! Таким образом, ни одну из озвученных Вайсом версий возникновения чёрной пыли нельзя признать состоятельной.

Вместе с тем сажа в камере Веллингтона получает логичное объяснение в случае с гипотезой о трупосожжении в КЦ. Ниже приведена схема, демонстрирующая механизм попадания сажи в камеру Веллингтона:


Рис.14. Схема конвективного потока в "Камере царя".


Во время сжигания мумии на ритуальном костре внутри КЦ образуется мощный конвективный поток благодаря лазу (на схеме - "forced passage"), соединяющему "Большую галерею" с камерой Дэвисона. Горячий воздух, поднимавшийся от горящего костра, проникал через щели между блоками в камеру Дэвисона, далее выходил через лаз в "Большую галерею", а потом снова поступал в КЦ, захватывая с собой порции свежего воздуха. Кинетической энергии и подъёмной силы восходящего потока хватало, чтобы через щели между блоками второго уровня проникнуть в камеру Веллингтона, в которой скорость потока уменьшалась и происходило медленное осаждение несгоревших частиц - преимущественно древесных. При этом самые тяжелые и медленные частицы должны были падать рядом с щелями, через которые они залетали в камеру. Именно этот момент зафиксировал Вайс, когда писал, что "осадок" "концентрировался на некоторой глубине в промежутках между блоками" (частички попали в камеру через щели!).

Горячий поток воздуха, проникший в камеру Веллингтона, к тому времени уже охладился, отдав тепло гранитным блокам, в щелях между которыми он поднялся вверх, и продолжить движение в вышележащие камеры он уже был не в состоянии, что объясняет обнаружение сажи лишь в единственной камере.

В соответствии со схемой на Рис.14 сажа должна была сохраниться в следующих местах: в камере Дэвисона, в проходе, соединяющем её с "Большой галереей", а также в самой галерее. Но ввиду большого количества живших там мышей, сажи почти не осталось, либо она была покрыта толстым слоем помёта. Сажу могли заметить рабочие, чистившие пирамиду, но они, видимо, на такие мелочи внимания не обращали.

Заключение. Из приведённых выше свидетельств и рассуждений можно сделать следующий вывод: пирамида Хуфу специально сконструирована для проведения в ней ритуала трупосожжения фараона, которое со всей очевидностью и было совершено в КЦ. Под вопросом осталось использование для этих целей КЦЦ - возможно, она задумывалась для кремирования людей из ближайшего окружения фараона, пожелавших последовать за своим божественным правителем, но каких-либо свидетельств, подтверждающих это предположение, в нашем распоряжении, к сожалению, нет.

Неоднократное упоминание в дневниках Говада Вайса находок в пирамидах и прилегающих некрополях углей и чёрной пыли (очевидно - сажи) также, вероятно, связано с практиковавшимся в Древнем Египте ритуалом трупосожжения, которому сопутствовало создание подобия колумбариев, получивших впоследствии наибольшее распространение в Древнем Риме. В связи с этим приходится только сожалеть, что предубеждения археологов не позволили отработать все возможные гипотезы и нанесли ущерб науке в целом.

В заключение процитируем знаменитую Инвентарную стелу, найденную Огюстом Мариетом в середине 19-го века во время раскопок храма Исиды рядом с пирамидой Хуфу:


Рис.14. Инвентарная стела.


"Вечная жизнь Гору Маджид (достославному - авт.), Царю Верхнего и Нижнего Египта, Хуфу, дарована вечная жизнь! Для божественной матери своей Исиды, хозяйки «Западной Горы Хатхор», он сделал (эту) надпись на стеле. Он построил ей Дом (храм) из камня, обновил богов, которые были найдены в ее храме".

Пирамида названа "Гора Хатхор", а Хатхор, как мы знаем, - это эпиклеса Исиды-Матери, рождающей Хора от непорочного зачатия. Она же - Исида - даёт новую жизнь своему супругу Осирису и отправляет его в царство небесных богов (служит лестницей), в точности соответствуя таким образом символизму христианской Богородицы:


Рис.15. Икона "Богоматерь Гора Нерукосечная".


Имя её христиане писали также, как древние египтяне называли пирамиду - MR.

В иероглифической записи (словарь Гардинера, стр. 569):




9 марта 2011г


════════════════════════





Хостинг от uCoz