Распятие Богородицы

Распятие Богродицы


О происхождении всем известного Распятия подробно рассказано здесь, цитата:

Со временем процесс очеловечивания Анха дошел до логического конца, явив человека, совмещённого с крестом, т.е. - Распятие. Жизнеутверждающая семантика Анка трансформировалась в символическое смертоубийство, смысл которого раскрывается литургическим гимном: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!" Он таким образом возвращает нас к семантике Анха - человек, совмещённый с крестом, даровал жизнь сущим во гробах! Формула, "сущие во гробах", как мы знаем, унаследована из многовековых глубин древнеегипетского погребального культа и означает крещёные Миром, в небе которого правит Хор Бехдетский (Аполлон).

Наполнить сюжетную канву мифологическим содержанием не составило большого труда - благо, обширнейшее литературное наследие Древнего Египта только способствовало деятельности многочисленных евангелистов. За основу легло жизнеописание Аполлона (Хора Бехдетского ), что представляется неизбежным, учитывая предысторию "христианского" символизма.


К этому следует добавить, что Целитель Намазанный (перевод имени "Иисус Христос") - всё-таки синкретичный персонаж. В частности, иконографическим прообразом Целителя послужил отнюдь не цветущий молодостью Аполлон - им стал Серапис с его неизменным бородатым ликом:



Несведущие уверенно признáют в мужском портрете Целителя, а барышню ассоциативно назовут Богородицей. В принципе, они будут правы, но - применительно к поздней Античности, когда кумирами были Серапис (мужской портрет справа) и его супруга Исида (левая часть триптиха). Как было показано в статье по указанной ссылке, Серапис в греко-римский период отождествлялся с Осирисом, соответственно его бородатый образ достался Целителю. Связь здесь простая и вполне понятная: Анх, как прообраз Распятия, - это символ жизни и возрождения, которое, в свою очередь, воплощает Осирис.

Таким образом, символика Распятия произошла в результате трансформации (антропоморфизации) Анха, а с другой стороны, он персонифицирует Осириса и одновременно Хороса (Аполлона).

Каноническая иконография Осириса обычно подразумевает присутствие двух женщин - Исиды (персонификация права на трон) и Нефтиды (персонификация домохозяйки):



Хотя по сути это одна женщина, представленная в разных ипостасях.

Иконография Осириса была переосмыслена евангелистами, в результате чего Распятие было дополнено ещё двумя - с разбойниками: Осирис в образе Целителя - центральное распятие, а по бокам вместо женщин - разбойники. При этом одному из разбойников Целитель дозволил сопровождать его в раю, в чём просматривается аллюзия на супругу Осириса Исиду. Т.е. Исида обнаруживает метаконтекстную связь с Распятием, поэтому вполне логично ожидать появления женского распятия, которое нам, однако, не известно. А всё потому-что распятие Богородицы было интерпретировано, как молящаяся Богородица, т.е. Оранта:


Богоматерь Оранта и архангелы Михаил и Гавриил. Собор в Чефалу, 1148 г.


В данном случае полностью сохранена композиция Распятия на Голгофе. Ещё примеры распятий Богородицы:


Над Орантой написано Μητηρ Θεου (ΜHTE) - Матерь Божия.


Подобные кресты в Средневековье были весьма популярными:


Триумфирующий Христос и Богоматерь Оранта. Крест-энколлион, Византия, Балкано-Дунайский регион. Х-ХI вв [domongol.org]


Богоматерь Оранта с избранными святыми. Крест-энколлион. Византия, Египет (копты), IXв. [www.ruicon.ru]


Их делают и сейчас:



Иные примеры:


Бронзовый образок 12-13 века. [1939.ru]



Катакомбы св. Каллиста. Подпись: "Дионисия. С миром". III в.



Погребальная стела. Египет (копты), IIIв.[www.ruicon.ru]


Сопоставим египетскую Оранту с примером раннего изображения распятия в Европе:


Распятие в церкви Санта Сабина. Рим, Vв.


Сравнивая два последних изображения, легко заметить преемственность: те же "домики" и одинаковый жест руками. Полная аналогия с вышеприведённой Орантой, которую окружают архангелы Михаил и Гавриил.

Применительно к женскому распятию надо понимать, что как таковой цели его создания не было - это произошло естественным путём, когда Осириса с Хоросом "совмещали" с Анхом, параллельно шла работа по совмещению его (Осириса) супруги Исиды с тем же Анхом. Нельзя же Осириса, хоть и в новой ипостаси Распятия, оставлять без жены! В последующие времена распятие Богородицы было истолковано, как молящаяся Богоматерь (Оранта). Соответствующий православный иконописный канон получил название "Богоматерь Знамение".


Андрей Кудрявец
19 сентября 2014г




════════════════════════