История происхождения Меноры


История происхождения Меноры





Введение


Выяснение происхождения древних символов и персонажей - отнюдь непростая задача, т.к. обычно об их зарождении нигде и никем не написано, а если и было, то - либо затерялось в глубинах ушедших веков, либо исходная семантика искажена до неузнаваемости. Что ещё хуже, иногда следы прошлого уничтожались в угоду религиозным, политическим, морально-этическим и другим доктринальным соображениям, из-за чего оказались утраченными не только эволюционные корни, но и целые пласты истории. Однако кое-что удаётся отследить и восстановить, используя семантические, этимологические, изобразительные и иные аспекты. Несколько примеров проделанной ранее работы.

Это может показаться странным, но происхождение Распятия оказалось не таким уж сложным:

1.


Неординарный генезис жезла кадуцей (ссылка 1, ссылка 2):

2.
Происхождение следующего персонажа - бога ИАО - также не известно историкам, ошибочно называющим его абрасаксом:

3.


Зачастую происхождение сакральной символики отдано на откуп церкви, которая исходит из своих корыстных целей - ей не выгодно вскрывать собственное языческое прошлое и ставить таким образом под сомнение катехизис, как в случае с треугольником Саваофа и печатью Соломона:

4.


Как видно из этих примеров, эволюция шла в разных направлениях, нередко в противоположных: в одних случаях происходила антропоморфизация символов, но чаще всего - символизация персонажей, как правило богов. В качестве примера последнего - любопытная метаморфоза Хора Бехдетского в букву греческого алфавита:

5.


Немного забегая вперёд, можно заметить, что символизация персонажа послужила причиной возникновения также Меноры, однако сначала выясним, что нам о ней известно.

I. Основные сведения о Меноре


1. Менора (ивр. ‏מְנוֹרָה‏‎ — менора́) в переводе с иврита означает "светильник".

2. К особенностям Меноры относится тот факт, что единственный письменный источник информации о светильнике - это Библия. Его устройство раскрывается следующим образом:

"И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.” (Исх. 25:9).

Светильник, согласно Библии, должен гореть всю ночь:

"И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых." (Исх. 27:20-21).

Больше о Меноре никаких палеографических данных нет.

3. Менора никогда не встречалась археологам в виде артефактов.

4. Наиболее древние изображения Меноры присутствуют на монетах Антигона II, которые, однако, очень низкого качества, из-за чего есть сомнения в их верной атрибуции:

6.
Монеты царя Маттатии Антигоноса II. Бронза. 37-40 гг. до н.э. Музей Израиля, Иерусалим.


5. Самое известное изображение Меноры находится на Арке Тита.

7.


Считается, что на ней отражён эпизод разграбления римлянами Второго Храма в 70 г.

II. Что не так с Менорой?


Сомнения обусловлены следующими обстоятельствами.

1. Менора возникает из ниоткуда - у неё нет предыстории. Чтобы верить в представленный выше библейский рассказ о её появлении, надо верить тексту Библии и, соответственно, в Господа Бога (ГБ), указавшего, как сотворить светильник, т.е. Менору. Такой подход, безусловно, неприемлем для объективного научного исследования.

2. На протяжении сотен и даже тысяч лет конструкция светильников не менялась и напоминала современный заварочный чайник. Это была ёмкость с растительным маслом, в горлышко которой вставлялся фитиль:

8.
Терракотовые лампы III-IV вв. н.э.


Тенденция к появлению канделябра, которым в сущности служит Менора, в те времена не просматривалась - очевидно, функционал применявшихся терракотовых светильников всех устраивал и не было нужды создавать что-то новое. В противном случае стали бы появляться масляные канделябры с двумя, тремя, пятью и т.д. рожками, хотя античные изображения Менор с числом рожков меньше 7 редко, но встречаются (в постантичную эпоху "встречаются и изображения Меноры с четырьмя, пятью, шестью или девятью ветвями"). Но что любопытно, канделябры стали не делать, а изображать, причём зачастую на обычных терракотовых лампах:

9.
Лампа, IV в.


Традиционное объяснение (в Талмуде) сводится к тому, что существовал запрет на изготовление копий храмовой Меноры, поэтому иудеям дозволялось только изображать её, а не создавать. Но оно фактически служит лишь оправданием отсутствия таких изделий. При этом в самой Библии подобных запретов нет.

3. Характерная форма Меноры, которая обычно встречается, представляет довольно странную конструкцию:

10. 11.
Илл. 10: Менора. Сирия, базальт, I-IV в.
Илл. 11: Мозаика. Иерихон, VI-VIII в.


Во-первых, она не имеет ёмкости для масла, а ведь Менора, как известно из Библии, должна гореть минимум всю ночь. Даже если представить, что рожки были полыми и в них заливалось масло, то его явно недостаточно для длительного горения канделябра. При этом для дозаправки его надо тушить, что не сочетается с необходимостью длительного и непрерывного свечения Меноры. В этом отношении терракотовые лампы (илл. 8,9) были намного удобней и могли гореть сколь угодно долго (масло можно доливать, не гася светильник). Причём, на илл. 14 (см. ниже) представлен канделябр, на ветвях которого установлены масляные светильники, намекая таким образом на символизм Меноры, поскольку нет нужды в специальной подставке для обычных ламп - они могут светить и без неё.

Во-вторых, малая площадь опоры Меноры (илл. 9-11) и высокий центр тяжести делали бы её крайне неустойчивой - такой светильник будет падать не только от случайного касания, но и от дуновения ветра, что неминуемо приводило бы к пожарам. А Менору на илл. 11, очевидно, вообще невозможно поставить так, чтобы она не опрокидывалась. Хотя Менора на Арке Тита (Ил. 7) отвечала всем требованиям: могла вместить большой объём масла и обладала хорошей устойчивостью благодаря массивной и широкой опоре. Но она нигде более не встречается, поэтому не может служить примером для остальных.

4. Представляет также интерес типологическая особенность опоры - её трёхпалая конструкция в виде трезубца, направленного вниз (см. также илл. 9-11):

12. 13. 14.
Илл. 12: Барельеф саркофага. Катакомбы Торлония. II-IV в.
Илл. 13: Роспись потолка погребальной камеры. Катакомбы Торлония. II-IV в.
Илл. 14: Барельеф саркофага. Катакомбы Ранданини. II-IV в.


У изображений Менор встречаются и вполне обычные опоры, тем не менее популярность трёхпалых носила массовый и всеохватный характер:

15. 16. 17.
Илл. 15: Мозаика. Тунис VI в.
Илл. 16: Амулет. Египет, стекло, VI в.
Илл. 17: Погребальная стела. Пантикапей, начало н.э.


Создателей изображений Менор, безусловно, тоже интересовала необычная форма опор и они давали ей свои объяснения, предлагая аксонометрические проекции канделябра:


18. Мозаика на полу в храме. Тверия, Израиль, II-III в.


На первый взгляд, Менора здесь выглядит вполне правдоподобно - как настоящее изделие, все детали которого прорисованы, исключая, таким образом, вопросы об её устройстве. Мы уже знаем, что в археологической практике изделия в виде канделябра, применительно к Античности, не встречаются - Менора была исключительно объектом изобразительного творчества, однако чем объяснить появление иконографического канона с трёхпалой опорой? Ведь изображения Менор с простой опорой, лишённой избыточных сложностей, действительно находят:

19.
Менора. Некрополь Национального парка в Бейт Шеарим. Израиль, начало н.э.


Зачем высекать, например, в базальте треногу (илл. 10), когда можно обойтись простой и понятной опорой, как на последней иллюстрации? На сегодняшний день ответа на этот вопрос нет, но его и не может быть в рамках расхожей парадигмы, основанной на библейском мифе, т.к. в нём ничего не сказано о трёхпалой опоре светильника.

5. Последнее замечание верно и для атрибутов Меноры, изображаемых рядом с ней:

20.
Византийская мозаика. Израиль, VI в.
Греческая надпись: ευλογια τω λαω - "благословение всем людям".


В тексте Библии говорится, что к светильнику полагаются (см. выше) "и щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота", однако список атрибутов Меноры обычно иной: рог животного (шофар - крайний справа), нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав - крайний слева), цитрон (этрог) и совок. Щипцы никогда не встречаются! Иногда к перечисленным атрибутам добавляется сосуд:

21. 22.
Илл. 21: Менора. Римские катакомбы, II-IV в.
Илл. 22: Меноры. Римское двухслойное стекло, золотая фольга, гравировка. Римские катакомбы. IV в.


Предполагается, что он предназначен для масла. Однако, если щипцы ещё можно объяснить необходимостью гасить фитили, то зачем светильнику совки(sic!), цитрон, пальмовая ветвь и рог животного? Бесполезно искать ответы в Библии - их там нет, хотя в талмудической традиции принято всему находить объяснения, носящие, как правило, баснословный характер. Эти толкования стали догматами и впоследствии - маркерами еврейской культуры. При этом тема "исконных еврейских символов" полностью узурпирована сионистской экзегетикой и безапелляционно преподносится в качестве абсолютной истины, что в полной мере относится и к Меноре, ставшей одним из важнейших еврейских символов. Среди историков и археологов, таким образом, сложилось стойкое убеждение, что любой артефакт с Менорой указывает на евреев, ибо сам ГБ заповедовал семисвечник богоизбранному народу. Факты, однако, противоречат утверждениям еврейских ортодоксов. Так, в Израиле обнаружено несколько храмов, названных синагогами лишь на том основании, что в их мозаике присутствуют Меноры (слева):

23.
Мозаика храма в Бейт-Альфа. Израиль, VI в. (увеличить)


Центральная композиция мозаики - это зодиакальный круг, опоясывающий бога Гелиоса на квадриге, что однозначно идентифицирует сооружение, невзирая на две Меноры, стоящие слева, как храм приверженцев солярного культа. Последние, очевидно, принадлежали к определённой секте или религиозному течению, которое условно можно назвать протоиудейским, но в подобных храмах поклонялись солнцу, именуемому в античную эпоху следующими теонимами: Саваоф, Адонай, Элохим, Яхве или даже Эль (см. ниже). Как бы там ни было, а с точки зрения современной теологии эти "синагоги" в действительности служили языческими храмами, а не пристанищем для благочестивых евреев.

Итак, никаких объективных данных о появлении как самой Меноры, так и её атрибутики на сегодняшний день нет, поэтому мы имеем дело с ребусом, который предстоит разгадать. Вышеприведённые соображения отчётливо свидетельствуют, что Менора носит символический характер, а происхождение самого символа оказалось утраченным.

III. Прообраз Меноры


Поиски прообраза, как правило, сопряжены с большими сложностями, т.к. необходимо проанализировать огромный массив имеющихся данных о символе, а затем, образно выражаясь, собранный "фарш" провернуть назад, чтобы получить исходный объект. На практике это означает, что данные следует формализовать, написать программу их обработки по верифицированному алгоритму, а затем всё обсчитать на компьютере. Результат будет заведомо объективным и удовлетворяющим всем требованиям науки, однако такой объём работы под силу только крупным исследовательским организациям, имеющим достаточное финансирование. В настоящее время не известно, чтобы где-либо велась подобная работа, поэтому исследователям приходится полагаться на собственные силы, используя менее затратные методики, в частности - эвристические с применением структурно-семантических моделей. В нашем случае большое значение имеют также эмпирические сведения, полученный ранее (см. в начале). Из них следует, что, как правило, прототипами символов служили широко известные божества. На первый взгляд кажется, что применительно к Меноре их найти невозможно, но это не так.

Кто такая Геката?

О Гекате существует обширная литература, но всякий исследователь сразу же "тонет" в ней, даже не успев задаться вопросом о происхождении триморфной богини, тем более этиологические мифы о Гекате имеют, как правило, разрозненный характер.

1. Прообраз Гекаты - древнеегипетская богиня Исида, жена бога возрождения Осириса. С древнейших времён её изображали вместе с богиней Нефтидой как двух неразлучных подруг, и египтологи считали их разными богинями, хотя Нефтида всегда присутствует как тень Исиды, являясь её точной копией. В действительности это одна богиня, представленная в двух разных ипостасях: Исида, обладательница царского трона, и домохозяйка Нефтида (дословно - "госпожа дома"). Ипостаси отличались коронами:

24.
Исида (справа) и Нефтида (слева) рядом с Осирисом-Ра.


Впоследствии Исида сливается с богиней Хатхор (дословно - "дом Хора"), что вполне логично, т.к. Хатхор - это та же Исида, но в материнской ипостаси. Также Исида предстаёт и в других образах, но в эпоху Нового царства складывается триада Исида-Хатхор-Мут:

25.
Рамзес III с богиней Исидой-Хатхор-Мут. 1160 г. до н.э.


Три ипостаси Исиды изображены следующим образом: сама Исида представлена своим именем (выделено), богиней Хатхор - короной с рогами, обхватывающими солнце, и богиней Мут (=Нехбет) - тотемом в виде стервятника на голове богини.

2. Один из важнейших аспектов Исиды заключается в том, что её небесным олицетворением была самая яркая звезда ночного неба - Сириус (древнеегип. Сопдет, Сотис). Любой, оказавшись в пустыне среди песков, мог ориентироваться по Сириусу, поэтому с древних времён последнего считали "Путеводной звездой". По этой же причине он назывался "Пёсьей звездой", т.к. ассоциировался с собакой, способной довести хозяина до нужного места. Характерно ещё и то, что Исида в облике Сопдет находилась на небе рядом со своим супругом Осирисом, которого олицетворяло созвездие Ориона (древнеегип. Сах), состоявшее, по мнению египтян, из 7 звёзд:

26.
Созвездия Ориона и Большого Пса.


На древнеегипетских гороскопах их также часто изображали вместе:

27.
Исида и Осирис в облике Сопдет и Сах. Прорисовка зодиака в Рамессеуме, XIII в. до н.э.
H.Brugsh, Thesaurus Inscriptonum Aegyptiacarum, p.80.


3. В греко-римскую эпоху величайшая богиня Исида продолжила эволюцию, и она вновь была разделена, но уже на три отдельных персонажа - по аналогии с древнеегипетской Троицей. Так появились Мойры, Хариты, Горгоны и т.д., но нас более всего интересует триморфная Геката:

28.
Геката. Бронза. Рим, I—II в.


Впервые, примерно в VII в. до н.э., Гекату упоминает Гесиод в "Теогонии", а первое изображение датируется 480 г. до н.э. - т.н. "Бегущая Геката", которая идентифицирована по двум факелам:

29.
Бегущая Геката.


Примерно в то же время греческий скульптор Алкамен изваял статую Гекаты, но оригинал её не сохранился до нашего времени - считается, что дошла поздняя реплика.

Имя Геката, очевидно, этимологизируется от имени египетского бога магии и колдовства Хека, женская ипостась которого - Хекат (не путать с богиней Хекет в образе лягушки), т.к., согласно древнеегипетской мифологии, Исида обладала высшей магической силой, хитростью заполучив тайное имя бога Ра. Эта связь отразилась во втором по значению качестве Гекаты - она считалась воплощением магии. В ипостаси чародейки Геката дошла до Нового времени: она - действующее лицо пьесы Шекспира "Макбет". Но главное качество Гекаты досталось ей от небесной Исиды, звезды Сопдет: Геката вобрала в семантику своего образа "Путеводную" и "Пёсью" звезду, став "владычицей путей" (связанные эпитеты: Энодия, Пропола, Триодитис). В облике трёхголового существа она была известна также вплоть до эпохи Ренессанса:

30.
Гравюра с изображением Гекаты, фрагмент. "Images Depicting the Gods of the Ancients", 1556г.


Любопытно, что ещё в древности возникла путаница с именем трёхголовой собаки - её назвали Цербером, хотя совершенно очевидно, что Цербер, при переходе Ц<=>С и Б<=>П, произошло от имени Серапис (тождественен Осирису), т.е. имя было продублировано*. Но, как мы понимаем, это произошло неслучайно: Исиду и Осириса и раньше изображали вместе, что обусловлено их близостью на небе (илл. 26,27). Ещё в "Илиаде" Гомер называл Сириус "Псом Ориона". Серапис - это персонификация созвездия Ориона (Сах), а собака с тремя головами - Сириуса (Сопдет) в созвездии Большого Пса:

31.
Статуя Сераписа-Осириса и пса Цербера. Мрамор, 180-190 гг. до н.э. Критский археологический музей (Ираклион).


Примерно также созвездие Большого Пса расположено по отношению к Ориону - как бы у него "в ногах" (илл. 26).

В мифах, посвящённых Гекате, заметно выделяется одно кажущееся разночтение: Геката, с одной стороны, "враг дня и возлюбленная тьмы", а с другой - она Фосфора, т.е. "светоносная". Данное противоречие исчезает, если принять во внимание, что её астральное воплощение - звезда Сириус. Она видна только ночью и своим светом "прокладывает" путь странникам. По той же причине Геката считается хтонической богиней, т.к. каждый год Сириус примерно на 70 дней становится невидимым на ночном небе, из-за чего кажется, что он "уходит под землю", в аид.

4. Внешний облик Гекаты часто несёт следы древнеегипетских корней, в том числе характерную укладку волос в виде трёхчастного парика и головной убор (илл. 32,34,36-38,42,43,47,48), восходящий к короне пшент:

32.
Статуя Гекаты. Национальный музей древностей, Лейден.


Геката обладает несколькими атрибутами, но основными и неизменными служат факелы, благодаря чему получила эпитет Дадофора ("факелоносица"). Обычно она представлена с двумя факелами:

33. 34. 35.
Илл. 33: Геката. Копия с древнеримского барельефа.
Илл. 34: Древнеримский Гекатион, I в. до н.э. - I в.н.э.
Илл. 35: Древнеримский медальон, начало н.э.


Иногда факелов четыре или даже шесть:

36. 37. 38.
Илл. 36: Барельеф Гекаты. Древний Рим, II в.
Илл. 37: Статуя Гекаты. III в. Музей Антальи, Турция.
Илл. 38: Гекатион с 6 факелами. I-II в.


Как можно судить по илл. 37,38, остальные атрибуты играли значительно меньшую роль - их могли вообще не изображать. Для Гекаты на амулетах характерен устойчивый набор атрибутов, к которым относятся факелы, плётки и кинжалы:

39. 40.
Илл. 39: Гемма с изображением Гекаты в сопровождении Афины и Немезиды. Вторая половина II в.
Илл. 40: Медальон с изображением Гекаты. IV в.


Попутно на илл. 40 можно отметить сопутствующую Гекате космологическую символику: звёзды и уреи, заимствованные у Хора Бехдетского. С этой точки зрения представляет интерес древнеримский барельеф, на котором Геката отождествляется со змееногой богиней:

41.


Гекату также сопровождает лев - символ силы и могущества - и собака, олицетворяющая "Пёсью звезду". Кроме факелов и кинжалов, Геката держит фиалу и кувшин - посуду для ритуальных возлияний (илл. 34,36). Триморфная богиня нередко держит в руках змей (илл. 33,35), в чём видится вполне объяснимая коннотация с богиней Кадеш и в конечном итоге с Исидой:

42.
Древнеримская вотивная стела. II-III в. Археологический музей Варны.


Однако на немногих сохранившихся статуях Гекаты (см. также илл. 28) вторичная атрибутика имеет признаки толкований:

43.
Римская статуя Гекаты. 150-200 г. н.э. Британский музей.


Так, плётка (илл. 39,40) стала верёвкой, змея превратилась в спиралевидный рог, и к ним добавился предмет, напоминающий грабли, но служащий, видимо, ключом от всех тайн и дверей, каким обладала Исида, заполучив тайное имя бога Ра:

44.
Необычные атрибуты Гекаты.


Очевидно, изогнутый рог возник в результате повреждения статуи и утраты фрагмента змеи.

IV. В чём сходство Меноры и Гекаты?


Ранее нами было установлено, что Менора обладает следующим набором атрибутов:

1) нераскрытая пальмовая ветвь (в том числе раскрытая) - илл. 11,16-18,20-23;
2) кривой рог - илл. 10,11,17,18,20-23;
3) цитрон - илл. 12,16,18,20,22,23;
4) совок - илл. 10,18,20,23;
5) кувшин - илл. 21,22.

Такими же атрибутами или похожими на них обладает Геката:

1) нераскрытые пальмовые ветви Меноры зачастую походят на кинжалы Гекаты - илл. 17,18,20;
2) кривой рог - илл. 28;
3) цитрон:

45. 46.
Илл. 45: Рукоятки отломанных атрибутов в руках статуи Гекаты напоминают плоды цитрона.
Илл. 46: Менора на бронзовом медальоне. IV-V в. Цитрон под Менорой (справа) походит на отломанную рукоятку кинжала.


4) совок - интерпретация ключа Гекаты на илл. 28,44;
5) кувшин в явном виде - илл. 34,36, 41.

Атрибуты Меноры и Гекаты относятся, безусловно, к косвенным признакам подобия. Основные, на первый взгляд, не совпадают: в то время, как у Меноры 7 светильников, у Гекаты их не более 6. Однако древние артефакты напоминают об очень тесной связи Гекаты и 7 звёзд созвездия Ориона (илл. 26,27):

47.
Магический амулет. III в.


На аверсе амулета выгравирована Геката в окружении Харпократа и Хноубиса, а на реверсе - 7 звёзд Ориона в обрамлении Уробороса.

Дальнейшим свидетельством развития идеи объединения символики Исиды (в образе Гекаты) и Осириса, олицетворяемого созвездием Ориона из 7 звёзд, служит амулет первых веков нашей эры:

48.
Гемма. Яшма. I-II в. Имя солярного бога ИАО выгравировано для усиления апотропеической функции оберега


Традиционное для амулетов изображение Гекаты находится в окружении 7 звёзд - до полного объединения символики Исиды и Осириса осталась самая малость. Намётки этого процесса можно было заметить на илл. 39,47, где Геката представлена одним телом, но с тремя головами и шестью руками**. Очевидно, древние мастера бились над дилеммой, как максимально упростить триморфного персонажа, сделав из него изящный символ. Подсказкой, как шла эволюция в данном направлении, может служить ещё один амулет:

49.
Гемма. Яшма. III в.


Геката стоит на "подставке", образованной тремя богами: Хором, Анубисом и Тотом. Таким образом, получилась тренога, аналогичная трёхпалой опоре Меноры. Несколько тенденций, собранных вместе, дали толчок к прорывному открытию, позволившему вместить в лаконичный образ Меноры сразу двух великих божеств Древности: Исиду в трёх ипостасях и её мужа Осириса. Трёхпалая опора Меноры стала символом триморфной богини: центральная стойка - символом её тела, шесть боковых ветвей - рук, семь свечей - семи звёзд Ориона. При этом Менора сохраняет преемственность с Гекатой в атрибутах, которых обычно либо 4, либо 2, либо ни одного. Сами атрибуты Меноры не несут сакрального смысла и появились в результате вольной интерпретации атрибутов Гекаты.

Доказательством того, что трёхпалая опора Меноры - это признак триморфного персонажа, служит иногда встречающийся поздний вариант Меноры с 5 светильниками и двупалой опорой, что подразумевает двух персонажей, объединённых в одно тело - по аналогии с обычной Менорой, имеющей 7 ветвей:

50.
Бронзовая монета исламского периода.


Также одним из признаков подобия Гекаты и Меноры является тот факт, что в древнегреческой мифологии Геката и Гермес часто оказываются вместе, на что обратил внимание ещё Гесиод в "Теогонии": "вместе с Гермесом на скотных дворах она [Геката] множит скотину". Геката рядом с Гермесом на древнегреческой вазе:

51.
Краснофигурная вазопись. 440 г. до н.э.


Слева направо изображены: Прозерпина (Персефона), Гермес, Геката и Деметра. Близость Гермеса и Гекаты обусловлена их функционалом: Гермес - бог торговли и покровитель путников, Геката - владычица путей и обладательница ключа от всех преград, т.е. они дополняют друг друга, имея в виду, что торговля в античную эпоху была сопряжена с дальними и опасными странствиями. Поэтому появление гравюры с Гермесом, использующим Менору, можно считать вполне закономерным:

52.
Гермес с Менорой. Гравюра. Болонья, 1574 г.
Греческая надпись на табличке - цитата из Плутарха: "Сказавши, часто в том раскаешься, а промолчавши - никогда"


Гермесу нужна Менора не как "исконный еврейский символ", а в том же качестве, в каком Геката оказывала ему услуги в античную эпоху.

В целом Менора полностью соответствует эпохе первых веков нашей эры с повальным увлечением гностическими теориями и тайными смыслами, недоступными для непосвящённых. По этой причине у Меноры не было промежуточных вариантов, по которым посредством ретроспективного анализа можно было бы восстановить эволюцию её происхождения - этой эволюции не было. Менора появилась практически внезапно, что обусловлено необходимостью создания ребуса, не имеющего явных подсказок.

V. Менора и Библия


Мы уже знаем, что, согласно Библии, Менора была изготовлена по требованию ГБ, но без объяснения причин создания именно такого светильника. Ряд дополнительных сведений указывает на обрядовый характер семисвечника в культе почитания ГБ. Такова внешняя картина, не учитывающая контекст повествования, который заключается в подготовке евреев к походу от горы Синай в Землю Обетованную, т.е. в Израиль. Однако для более глубокого понимания необходимо знать, кто такие евреи, и что из себя представляет Древний Израиль, куда, собственно, держали путь беглецы из Египта. И Библия в данном случае не может служить историческим документом, поскольку существует неумолимый факт: древнеегипетская история не знает топонима Израиль. Египет подчинил себе территорию Леванта примерно за 2000 лет до н.э., но в своих обширнейших архивах ни разу
не упоминает ни Израиль, ни его царей, которые в обязательном порядке должны были находиться в роли вассалов египетских фараонов и вести с ними переписку, слать дары и своих дочерей, дабы породниться с земным богом. Ничего этого нет и быть не могло.

Этимология слова Израиль

По-гречески Израиль записывается как ΙΣΡΑΗΛ, которое раскладывается на два слова: ΙΣΡ + Α + ΗΛ, где

ΗΛ (эль) - известное в семитских языках слово, означающее "бог". ΗΛ, в свою очередь, это - редуцированное (без окончания) слово Ηλιος (Гелиос) - по-гречески "бог солнца". Дальнейшая этимология восходит к имени солярного бога Хора, в котором фонема [р] в результате ротацизма стала [л].

Α - соединительная гласная.

ΙΣΡ (иср) - вариант имени Осириса, бога возрождения.

Полный перевод слова Израиль: "бог Осирис".

Возникновение топонима Израиль отнюдь не случайно и обусловлено его восточным по отношению к Египту расположением. На востоке, где вставало и "возрождалось" солнце, находились, согласно представлениям египтян, Поля Иару (Елисейские поля) - царство Осириса, в котором люди, добравшиеся до него, обретали вечную жизнь. Эти воззрения нашли отражение в древнеегипетском мифе об Исиде и Осирисе в изложении Диодора Сицилийского. Он рассказывает о походе бога Осириса со своим сыном Македоном на восток - вплоть до Индии. Но древнеегипетский фольклор о боге Осирисе (Израиле), разумеется, не имеет ничего общего с реальностью и передаёт исключительно эсхатологические воззрения египтян, т.е. их представления о загробном мире. Попутно отметим, что такие хоронимы как "Ассирия" и "Сирия" имеют ту же этимологическукю природу, т.е. восходят к имени бога Осириса.

Этимология слова еврей
В настоящее время наиболее реалистичной выглядит теория, в которой этимоном к слову еврей служит древнеегипетское название народа ʕprw (апиру, хапиру, хабиру):

Оно встречается в эпоху Нового царства и относится к кочевым народам, в том числе к кочующим мигрантам, торговцам и, возможно, разбойникам. Затем Apiru попало в греческий и семитские языки:

Ἑβραῖος (эврэос) - греческ. "еврей".

עִבְרִי‏‎ (иври) - "еврей" на иврите.

Семантика в целом осталась прежней: евреи - это люди, совершающие переход из одного места в другое, т.е. изначально евреями называли социальную группу, а не этнос.

Куда кочевали библейские евреи

Если принять во внимание представленную выше этимологию слов Израиль и еврей, то библейский лейтмотив будет означать следующее: люди отправились из Египта к богу Осирису, дабы обрести завещанную им ГБ землю. В свою очередь "земли Осириса" - это райские кущи Елисейских полей, иначе называемых Элизиумом. На первый взгляд кажется абсурдом, чтобы живые люди добровольно устремились в загробный мир - это не сочетается ни со здравым смыслом, ни с известными историческими фактами. Причина несуразицы - отношение к Библии как к историческому документу, которым она не является. В ней, безусловно, есть вкрапления исторических сведений, но в основном это - сборник разнообразных палеографических документов, включающих космогонические и космологические мифы, поучения, притчи, пророчества, магические произведения, жреческие наставления и т.д. Один из примеров - "Книга Небесной коровы", которая взята за основу библейского сказания о Всемирном потопе. Ещё один, относящийся к теме данной работы: канва основных книг Библии - Пятикнижия Моисея - выстроена согласно наиболее развитому жанру Древности, представленному в "Книге мёртвых", под которой понимается комплекс древнеегипетских заупокойных текстов, рассказывающих о путях достижения царства Осириса и жизни среди богов.

При таком подходе библейский рассказ об исходе евреев из Египта в поисках Израиля приобретает законченный смысл: умершие египтяне совершают переход из земного бытия в предвечный мир бога возрождения и становятся евреями благодаря факту этого путешествия. Неслучайно поэтому в иудаизме - религии евреев - нет загробного мира, т.к. библейские евреи находятся уже там, в Израиле, и общаются напрямую с ГБ.

Зачем евреям семисвечник

Как было сказано выше, термин евреи применим к людям, меняющим по каким-либо причинам своё местопребывание. К ним ранее причислялись купцы (франки), мореплаватели (финикийцы), трудовые мигранты (франкмасоны), бродячие актёры и циркачи. Но есть и другая сторона еврейства, связанная с эсхатологией, а именно с посмертным путешествием к богу Осирису, т.е. в Израиль. Терминологический дуализм привёл к большой путанице, когда все евреи - и живые, и мёртвые - были объединены в одно этнорелигиозное сообщество, взявшее на вооружение библейскую мифологию, в том числе библейскую историографию. Но в нашем случае важно понимать, что евреи - это путешественники, которых в древнюю эпоху сопровождала "владычица путей" Геката, чей канонический образ был преобразован в мистический символ семисвечника. Библейские евреи, безусловно, нуждались в Меноре, дабы найти царство Осириса, символику которого также отражал семисвечник. Таким образом, история происхождения Меноры даёт ключ к пониманию библейского рассказа об изготовлении евреями семисвечника перед походом в Израиль.

Важно также отметить то обстоятельство, что Менора, изображённая в храмах и на погребениях, - а таких было подавляющее большинство - может истолковываться двояко:

1) Менора - это символ богини-покровительницы Гекаты, сопровождавшей еврея-мирянина в его профессии странника;
2) Менора предназначалась умершему в его посмертном пути в царство бога Осириса - по аналогии с библейскими евреями, - но в повседневной жизни он не обязательно был евреем-путешественником.

Оба толкования имеют право на существование, но второе видится более предпочтительным, т.к. усопший завершил мирскую деятельность и ему предстоит последний путь в полной темноте и неизвестности, поэтому "владычица путей" с факелами, знающая путь к Осирису, была бы его наилучшим спутником. Со временем сакральный смысл Меноры был утрачен, и она стала ассоциироваться с теми, кто ошибочно стал причислять себя к потомкам библейских евреев.

В заключение отметим, что в христианстве также используются семисвечники, в частности в качестве православного церковного атрибута:

"Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23)."

То есть и в этом случае семисвечник служит проводником в Царстве Небесном, отождествляясь таким образом с Гекатой.

53.
Напрестольный семисвечник.



Выводы


1. Схема генезиса Меноры:

53.


2. Исходная семантика Меноры подразумевает эсхатологическую коннотацию, означая синкретичный символ Гекаты и созвездия Ориона. Он предназначался в качестве проводника (психопомп) в царство Осириса, т.е. в Израиль.

3. Подавляющее число артефактов с изображением Меноры имеют древнеримское происхождение, на этом основании можно предположить, что родина Меноры - Древний Рим.

4. Менора предоставляет возможность датировать библейский рассказ о её создании. Согласно имеющимся данным, пик популярности Меноры пришёлся примерно на 100-200 лет позже Гекаты, что вполне объяснимо, учитывая происхождение первой от второй. Известно также, что самые ранние изображения Меноры, в том числе на сомнительных монетах Антигона II (илл. 6), прослеживаются не далее второй половины I века до н.э., следовательно ветхозаветный рассказ о семисвечнике появился позже. Вероятней всего, его следует датировать первыми веками нашей эры, что хорошо согласуется с датировками древнейших кодексов Библии.
________________________________________________________________

Примечания

* - по той же причине звезда получила название Сириус (Σείριος), которое происходит от имени Осирис.
** - одно из развитий образа Гекаты - многорукие и многоликие индийские боги:




Полезные ссылки

Подборка древних Менор:
http://eilonmosaics.com/en/magic/
https://www.jewishgiftplace.com/Ancient-Menorahs.html







Андрей Кудрявец
9 декабря 2016г


════════════════════════






Хостинг от uCoz